Участники российского проекта “Под крылом чайки” - обычные менеджеры и связисты, специалисты по логистике и водоочистке, музыканты и программисты - на две недели стали моряками. На барке “Крузенштерн”, под парусами, они преодолели 3 тысячи миль. И себя.
В детстве многие грезили о море, бригантинах, мачтах. На книжных полках выстраивались эскадры соответствующих обложек. “Алые паруса” Грина соседствовали с “Капитаном Полем” Дюма, пиратами Стивенсона, героями Жюля Верна и Каверина. Начитавшись рассказов Бориса Житкова, мальчишки мастерили модели яхт. Вдохновившись приключениями Врунгеля, придуманными писателем Андреем Некрасовым, собирались в кругосветку. Туда, где волны, ветер, пена, соленые брызги, чайки с криком, похожим на смех.
Во всяком случае, именно об этом мечтали 6,5 тысячи человек, сражавшихся за право попасть на борт “Крузенштерна” в течение двух месяцев 2013 года. Места в кубриках легендарного барка получили 12 финалистов необычного конкурса, проводившегося по инициативе и при поддержке известного российского предпринимателя и финансиста Микаила Шишханова. Команда счастливчиков отправилась в экспедицию, чтобы, как сказал организатор, “поверить: самые смелые фантазии сбываются, наполнить жизнь яркими впечатлениями, совершить бесценные открытия, испытать себя на прочность и прочувствовать романтику океана”.
С МАЧТЫ ВИДНО: ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ!
В октябре четырехмачтовый барк “Крузенштерн” отдал швартовы в порту Санта-Крус-де-Тенерифе и вышел в Атлантический океан. Экспедиция стартовала на Канарских островах, а завершилась в немецком городе Росток.
Для “Крузенштерна”, участвовавшего в международной трансатлантической экспедиции 2009/2010 года и регатах мирового уровня, этот поход был обычным плаванием. Парусник с 87-летней историей принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, и каждый год более 400 курсантов совершают на нем свое первое кругосветное путешествие.
Но для 12 финалистов проекта “Под крылом чайки” бескрайний океан, парусные авралы, спуск на спасательных лодках - другая реальность. До экспедиции они были офисными работниками, музыкантами, строителями. Занимались в родном Воронеже, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Новгороде или Калининграде транспортной логистикой, информационными технологиями, водоочисткой или банковским делом и не представляли, что в один прекрасный день окажутся на... 55-метровой мачте посреди Атлантики.
“Да, мы все на нее забирались. И парни, и девушки. Оттуда, с высоты, видно, что Земля и правда круглая”, - описывает свои ощущения сибиряк Павел Будейский, мастер цеха экструзии (производства полимерных материалов).
“Наверху, на бом-брам-рее, корабль, люди и вода вдруг отделились, отдалились. Остался один на один с небом. То ли человек, то ли птица”, - пытается объяснить москвич Юрий Чичерин, профессиональный географ, работающий менеджером.
Мужчины, которым за 30, главы семей, рассказывают об экспедиции как 8-летние мальчишки. От воспоминаний сбивается дыхание. Фразы сокращаются до “просто чудо”.
“Просто чудо, что нас выбрали. Я до конца не верил. И когда узнал о победе, и когда очутился на Тенерифе, - признается Павел Будейский. - Для меня море - ностальгия по юности. Конкурсанты писали эссе о том, почему они хотят взойти на борт “Крузенштерна”. Потом за них на специальном интернет-сайте голосовали болельщики. С лидерами рейтинга по скайпу общались психологи. Связь была ни к черту. Слышал вопросы, но не видел реакции на ответы. Долго потом переживал: не ляпнул ли чего? Психологи между делом поинтересовались: умею ли я играть на гитаре. Спел или, точнее, проревел им “По полю танки грохотали”. Видимо, мой “исполнительский дар” и повлиял на их решение”.
По словам финалистов, организаторы проекта составляли команду из совершенно разных людей. Предполагалось, что поездка превратится в реалити-шоу с эмоциями, столкновениями, острыми сюжетами. Кстати, руководил экспедицией знаменитый российский путешественник и телеведущий Михаил Кожухов, и 14 дней он вел бортовой видеожурнал.
“Вопреки ожиданиям мы быстро сплотились. Противоречия во взглядах и характерах, разница в возрасте (младшему в группе был 21 год, старшему - 43), полярные интересы не помешали нам найти общий язык. Удивительно”, - замечает Юрий Чичерин. А его новые друзья добавляют: “Романтик романтика всегда поймет”.
НЕ БОЦМАНЫ, А БОЦМАНА
Каждый день участники экспедиции осваивали азы морского дела. Группу разделили на четыре команды, и “юнги”, соревнуясь друг с другом, срезали и сворачивали паруса, по тревоге надевали гидрокостюмы, спасали “человека за бортом” - манекен с лицом боцмана “Крузенштерна”.
“Кроме нас на паруснике были экипаж и курсанты Балтийской академии. Думаю, мы здорово их повеселили, - смеется калининградец, технический директор по разработке программного обеспечения одной из фирм Герман Шеремет. - Обычно моряки пользуются электронным штурвалом, а для новичков ввели в действие настоящий. Мы четыре часа впятером рулили. Хорошо, что был банный день - промокли как мыши. А эстафета в шлюпках! Гребли в четыре весла вокруг барка. Вроде стараешься изо всех сил, а судно никуда не движется - волны отбрасывают. Уставали так, что еле держались на ногах, но при этом испытывали ни с чем не сравнимый кайф. В перерывах между состязаниями мы слушали лекции капитана “Крузенштерна” Михаила Новикова и старшего преподавателя академии Кристины Хибер. Вязали морские узлы... На днях мы с дочками запускали воздушного змея - использовал приобретенный навык”.
“На паруснике наша группа не могла понять, почему члены экипажа меняют ударение в словах. Например, вместо “боцманы” говорят “боцмана”. Только вернувшись домой, я услышал песню Высоцкого: “Мы говорим не штормы, а шторма - слова выходят коротки и смачны. Ветра - не ветры - сводят нас с ума, из палуб выкорчевывая мачты”, - цитирует 35-летний Юрий Чичерин. - Для моряков эта игра с ударением - опознавательный сигнал. Так они выделяют своих из толпы. Мы теперь тоже говорим: боцмана. Прямо как морские волки”.
ЩУПОРЫЛЫЙ ЯЙЦЕХВОСТ
“За 14 дней мы совершили путешествие из лета в глубокую осень. На Канарах было жарко. В Ла-Манш заходили во время шторма в 6-7 баллов. Вот когда сложно подниматься на мачту. Понимаешь, что такое стихия и насколько мал человек. В полутора метрах от тебя стоит курсант и что-то кричит, но ветер заглушает слова. Победить страх, не спасовать - задача для мужчины. Выдержал - есть причина для самоуважения, - рассуждает Павел Будейский. - Мои дочки - а их у меня три - могут отцом гордиться. О чем я чаще всего вспоминаю? О купании в парусе. Вокруг Атлантический океан, под нами глубина - 3,5 километра. Экипаж опускает в воду парус. Получается 25-метровый бассейн. С двух сторон дежурят лодки - для безопасности. Боцман советует не заплывать за границы этой “ванны”: “В океане водится щупорылый яйцехвост - от него беременеют даже мужчины”. Шутка, конечно. Опасаться следовало медуз и морских змей. Нырнув поглубже у самого края паруса, я увидел та-а-акую синеву. Глубокий, ослепительно яркий цвет... Другое сильное впечатление - дельфины. До экспедиции я их видел лишь раз в жизни - в зоопарке. А тут в пяти метрах от барка?”
Многие участники проекта еле сдерживали слезы, когда “Крузенштерн” пришел в порт Росток.
“Собрались на пристани, ждем свой автобус. И вдруг парусник трижды сигналит, передает нам привет по громкой связи, и курсанты машут фуражками. До чего же приятно, - откровенничает Герман Шеремет. - Как с родными прощались. Мы очень сблизились с экипажем. Во время путешествия была ситуация, когда организаторы попросили боцманский состав стать с нами пожестче. Боцманы отказались: “Они не чужие. Поглядите, как стараются”.
“Для любого из 12 участников похода экспедиция была личным испытанием. Все мы что-то в себе меняли, преодолевали, открывали. Я впервые за 15 лет отдохнул от сотовой связи и суеты большого города. Мозг полностью перезагрузился. Каждый получил возможность увидеть себя и мир по-новому. Многие поняли, как дорожат семьей, - любовь к близким измеряется километрами. Проверили, на что способны, - перечисляет Юрий Чичерин. - Мы все вернулись в детство, в давнюю мечту о парусах и море. И это было лучше, чем в книгах”.
Анна Бессарабова,
фото участников экспедиции, www.liveinternet.ru