Сегодня 25 июля 2017 г., вторник, 03:48USD 59.65 0.7247EUR 69.47 +0.8085
Общественные и социальные новости

Тайны затонувших кораблей

12 июля 2014
hits 2705

Судя по сообщениям СМИ, 2014 год впору объявлять Годом охоты за подводными сокровищами - столь велик сейчас интерес к тайнам затонувших кораблей. О том, как их раскрыть, «МН» рассказал руководитель питерского Центра по подъему судов Михаил Иванов.

Недавно мир облетела сенсационная новость, будто в Карибском море обнаружены останки «Санта-Марии», на которой Колумб в 1492 году открыл Америку, и серьезные организации уже делятся планами по поднятию легендарного судна.

Тем временем специалисты Черноморского центра подводных исследований намерены поднять со дна византийский корабль. На его борту, по мнению экспертов, было огромное количество ценных артефактов и сокровищ.

Этим же летом итальянские власти собираются отбуксировать в порт печально известный лайнер Costa Concordia, затонувший в 2012 году. Судно, длина которого составляет более трех футбольных полей, таит немало соблазнов для рисковых людей.

Ну а нюансы гибели и подъема российского теплохода «Булгария» до сих пор будоражат участников громкого уголовного процесса.

- Михаил, часто ли на самом деле тонут суда?

- Какое романтическое начало разговора - «корабли лежат разбиты, сундуки стоят открыты»... За каждый год не скажу, но за всю историю нашей цивилизации в водах Мирового океана погибло, по оценкам специалистов, до трех миллионов кораблей - и небольшие парусные суда, и железные гиганты. Количество же ценностей, оказавшееся на морском дне, вообще не поддается оценке. Несметное количество.

- Почему же их так редко поднимают, ценности-то?

- Потому что это крайне тяжелая, отчасти рутинная работа, требующая высокого мастерства и мужества водолазов, сложной современной техники и оригинальных технических решений. Здесь нет шаблонов. Каждая подобная задача уникальна, начиная от обстоятельств затопления и смысла поднимать данный объект на поверхность. Причем, поверьте, сокровища в этом ряду причин занимают далеко не первое место.

- А как же британский крейсер «Эдинбург»?

- Да, это тот редкий случай, когда операция по подъему преследовала цель найти 465 слитков золота, которые «Эдинбург» вез в счет оплаты Советским Союзом поставок по ленд-лизу.

Весной 1942 года в Баренцевом море крейсер получил значительные повреждения в ходе многодневной атаки на конвой немецких подводных лодок и затонул на глубине 260 метров. В результате сов­местных советско-английских экспедиций 1981 и 1986 годов было поднято 460 слитков общим весом более 5,5 тонны. В соответствии с договоренностями фирмы-спасатели получили 2,5 тонны, Советский Союз - 2,3, Великобритания - остальное. Организатор операции по подъему сокровищ Кейт Джессоб стал миллионером, получив свою долю - ­3 млн долларов. Себестоимость операции составила 2,5 млн долларов.

- А у нас, в России, суда поднимают по каким причинам?

- Главным образом по весьма прозаическим. Говоря бюрократическим языком, это «устранение помех судоходству и рыболовству; устранение техногенных объектов на акваториях планируемых дноуглубительных работ и строительства гидротехнических сооружений; выполнение решения суда или предписания прокуратуры, связанного с обстоятельствами гибели судна». Ну и, наконец, простое желание заработать, порезав корпус на металлолом.

В исключительных случаях судно поднимается ради восстановления и дальнейшей эксплуатации. Правда, это уже не у нас. Экзотический пример такого рода - подъем норвежского танкера «Столт Дагали», который в 1964 году протаранил бок израильского трансатлантического пассажирского лайнера «Шалом». Танкер тогда развалился пополам, его кормовая часть вместе с машинным отделением затонула, а носовая осталась на плаву. Ее-то и отбуксировали в Швецию на верфь в Гетеборге. Тем временем село на мель судно «К.Т. Гогстад». Его корпус, напротив, получил повреждения носовой части, в то время как корма осталась целой. В итоге было принято решение срастить корму «К.Т. Гогстада» с носовой частью «Столт Дагали». На переходную секцию потратили 300 тонн металла. Новый танкер, оказавшийся на несколько метров длиннее каждого из «родителей», получил имя «Столт Лэди» и продолжил работу на прежнего судовладельца.

- Затонувшие корабли, особенно современные, по идее должны вредить естественной среде...

- Если кораблекрушение сопровождается разливом нефтепродуктов или груз судна несет угрозу подводному миру, то подъем оправдан. Но если топливо откачано, токсичные вещества удалены, а оставшийся корпус не препятствует судовождению, то судно, наоборот, становится прекрасным подводным субстратом для процветания морских животных и водорослей, служит укрытием для молодняка. То есть выполняет функции кораллового рифа. Недаром такие рифы начали создавать искусственно. Вот примеры: в 2001 году в 30 км от берега затопили 27 списанных вагонов метро Нью-Йорка, которые образовали риф в Атлантическом океане на глубине более 20 метров. А в 2010-м для тех же целей были затоплены 25 старых танков тайской армии, теперь они на дне Сиамского залива недалеко от Бангкока. И это далеко не полный список.

- Вы руководили подъемом метеора «Андромеда», затонувшего осенью 2008 года в самом центре Санкт-Петербурга. Трудно было?

- В ночь на 11 ноября 2008 года на двух метеорах - «Персей» и «Андромеда», - пришвартованных на Неве около Университетской набережной, случился пожар. Пылающую «Андромеду» понесло вниз по течению, однако сильный зюйд-вест посадил судно на мель напротив филфака университета. Когда пожарные расчеты справились с огнем, «Андромеда» затонула. Владельца обязали поднять корпус до ледостава. Но как это сделать? Навигация закончена, плавкран не смог бы встать на обычные якоря из-за большого количества коммуникаций на дне Невы - от газопроводов до оптоволоконных линий связи.

- И как вы справились с этой задачей?

- Наша «Лаборатория подводных исследований» разработала план подъема судна с использованием надувных понтонов. Водолазное обследование показало, что корпус метеора самолетной конструкции из-за пожара потерял жесткость и прогнулся посередине, но не разделился. При пожаре расплавленный алюминий стекал по шпангоутам и застывал в форме кинжалов. Единственными крепкими элементами конструкции оказались дизеля, судовые валы и крыль­евые системы. Для подъема были изготовлены специальные струбцины для крепления понтонов-парашютов. Интересно, что мягкие понтоны используются в судоподъеме давно, но существующие системы неудобны. Мы же использовали понтоны собственного изготовления. В итоге метеор разрезали пополам и каждую часть буксировали отдельно.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО...

...Самое древнее из судов, найденных в российских водах, - германский «Архангел Рафаил» (построен в Любеке в 1693 году), который затонул в 1724-м во время плавания в Санкт-Петербург, откуда он возвращался с грузом сала.

КАК КОКС - БОЛЬШОЙ СТАРЬЕВЩИК КУПИЛ НЕМЕЦКУЮ ЭСКАДРУ

С подъемом кораблей связан один из самых удивительных эпизодов Первой мировой войны, когда владельцем целой немецкой эскадры стал сборщик металлолома Эрнест Кокс по прозвищу Большой Старьевщик.

Трудолюбивый англичанин в 29 лет организовал собственную компанию по подъему судов ради разделки на металлолом. К концу Первой мировой о фирме Кокса знала вся Европа.

После войны в бухту Скапа-Флоу на севере Великобритании были интернированы 74 германских военных корабля для последующей передачи Антанте. На борту судов по условиям перемирия оставались небольшие команды обеспечения. Неожиданно 21 июня 1919 года с флагмана был подан заранее оговоренный сигнал. В тот же миг все корабли германского флота подняли вымпелы, флаги, взревели гудки, забили рынды. Немецкие офицеры и матросы в трюмах открыли кингстоны, разбили патрубки, выкидывая за борт маховики задвижек. Немецкий флот пошел на дно! Корабли затонули на глубине от 18 до 22 метров. Англичане попытались увести суда на мель, но 50 кораблей все же оказались на дне.

На деловых переговорах с фирмой «Пэтерсон энд Альбек» владелец компании Пэтерсон в шутку посоветовал Коксу воспользоваться недавно купленным доком для подъема германского флота. Большой Старьевщик вызов принял. Вернувшись в Лондон, он предложил Адмиралтейству 24 тыс. фунтов стерлингов за лежащий под водой флот. Морское начальство удивилось, но приняло деньги, поскольку уже имело на руках заключение экспертов о невозможности подъема немецких кораблей - слишком дорого и бессмысленно (судоходству они не мешали).

Тем временем Кокс, в одночасье ставший владельцем лежащего на дне флота, начал работы. Крупные суда он буксировал в положении оверкиль (вверх днищем), построив беседки для компрессоров и экспедиционной команды на днище судна. Подъем всех кораблей немецкого флота предприниматель завершил к 1929 году. И хотя миллионером он не стал, но до конца жизни вспоминал эти годы как самые романтические.

Дмитрий Соколов

Фото FOTOBANK.COM

 

 

Просмотров: 2705
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Тимуровцы нашего времени Далее в рубрике Тимуровцы нашего времени


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.