Общественные и социальные новости
3243 | 0

СССР: возвращение не просматривается

СССР: возвращение не просматривается
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Чем глубже мы погружаемся в нынешнюю действительность, тем все более светлым временем представляются советские годы.

Да, тогда тоже хватало всякого: дефицит товаров, пустые полки магазинов, засилье КПСС и бюрократии. Но при всем этом власти худо-бедно заботились о гражданах, не позволяя им опускаться до нищеты, занимались воспитанием подрастающего поколения - по-своему, но очень серьезно поддерживали мечту о светлом будущем, без которой нормальное государство существовать не может. И совсем не случайно в соцопросах предпочтение тем советским временам нынче отдают все больше молодых людей, которые вроде бы их и не застали. Да и официальные власти сегодня обращаются к тем советским временам...

КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ «МОСКВИЧ»?

Сенсацией прозвучало заявление мэра столицы Сергея Собянина о планах возобновить производство автомобилей «москвич» на бывшем заводе Renault. Это он всерьез? Каким образом сегодня можно запустить в России практически новое автомобильное производство?

В апреле бренд Renault ушел из России. Компания не без издевки объявила, что продает свои предприятия в России за один рубль. А в мэрии Москвы сочли вполне патриотичным продолжить производство легковых авто под давней советской маркой, что, в принципе, абсолютно правильно.

Как же эта марка появилась? В 1929 году Советский Союз подписал соглашение с фирмой Ford Motor Company о производстве легковых и грузовых автомобилей марки Ford. Отверточную сборку автомобилей Ford из американских комплектующих создали в 1929-1930 годах в Москве. В мае 1945-го СНК СССР постановил развернуть строительство автозавода малолитражек «Москвич». В 1947 году начался их серийный выпуск. Модель «Москвич-400» была разработана на основе немецкого Opel Kadett образца 1938 года и выпускалась частично на трофейном оборудовании. То есть крестными отцами «москвича» были иностранные фирмы, но это не делало его менее родным для наших граждан. Выпуск освоили, и машина помчалась по дорогам страны. Но вот вопрос: можно ли это сделать сегодня и стоит ли затевать?

Мэр Москвы обещал, что коллективы завода и его смежников постараются по максимуму сохранить, основным технологическим партнером станет Камский автомобильный завод. Сохранен будет и исторический бренд «Москвич». Специалисты утверждают, что возрождение знаменитой марки отечественного авто - историческое событие. Хотя его внешний вид, точнее - дизайн и имидж, будет, конечно же, современным и в значительной степени напоминать все тот же Renault. Тогда как оригинальный «москвич» был автомобилем самобытным, со своей конструкторско-инженерной школой.

«В идеале Москва должна была бы попытаться сохранить то же производство, поменяв поставщиков на компании из лояльных к нам стран, - считает бывший заместитель главного конструктора АЗЛК Алексей Джигурда. - Но меньше всего хотелось бы, чтобы униформу Renault украсили надписью «Москвич».

И эксперты, и московские власти понимают, что проблем при создании фактически нового производства будет много. Принципы его организации, которые когда-то были на больших советских заводах - все делать самим, - изжили себя еще в СССР.

«От большого числа смежников сейчас не уйти, все компонентное производство эффективно, лишь будучи специализированным, - подчеркивает А. Джигурда. - Вопрос: что и из каких компонентов производить? Если это не то, что уже есть, во что встанет постановка на производство и каков будет рынок?»

По его мнению, смежников можно будет найти, а Москву сделать основной сборочной площадкой, вообще уйдя от французских моделей. Но что будет, если Renault захочет вернуть свои активы, ведь в течение шести лет за компанией сохраняется такая возможность?

Другими словами, патриотичная затея вернуться в традиции отечественного автопрома упирается в реальные трудности. Однако имеются ли сегодня в стране необходимые кадры, способные их преодолеть?

Усомниться вынуждает появившаяся в СМИ информация, что КамАЗ намерен локализовать на освобождающихся мощностях завода «Рено Россия» в Москве выпуск китайских автомобилей, а московские власти ведут переговоры с другим китайским автопроизводителем. Китайцы, увы, работают гораздо шустрее и эффективнее, чем наши. И вряд ли озабочены сохранением символов эпохи СССР...

ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ…

Другой ностальгический проект был озвучен 19 мая - в день столетия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Раньше этот праздник советских школьников вспоминали лишь в КПРФ: собирали на Красной площади «юных ленинцев», Геннадий Зюганов с чувством глубокого удовлетворения повязывал им галстуки, заявляя, что «ряды компартии стремительно прирастают молодежью».

Но сейчас вмешалась администрация президента, инициировав возрождение вышеупомянутой организации. В Гостиный двор на некий форум со странным названием «Большой школьный пикник» свезли со всей страны больше тысячи школьников, а в Госдуму внесли законопроект о создании движения детей и молодежи «Большая перемена». Там все большое, то есть по-взрослому. Якобы.

В пояснительной записке целями движения объявлены содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе.

Похоже, это для тех чиновников, которые будут руководить движением (за хорошую зарплату!), а вот к каким целям должны стремиться сами дети? Какие задачи стоят перед ними? Сегодняшняя действительность не предусматривает свободы детского творчества, особенно в политическом и идеологическом формате, да и самодеятельные пионерские сборы мало кому во власти понравятся. Тонкое это дело!

Участниками российского детского движения смогут быть школьники от шести лет. Не рановато ли? В пионерах, помнится, ходили с 10 до 14 лет, а какие общественные реалии способен воспринять шестилетка?! При этом, согласно проекту, равными с ними участниками движения могут стать зарегистрированные общественные объединения, реестровые казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, общественно полезные фонды. Представляете малых детишек в едином строю с усатыми и чубатыми казаками, оснащенными нагайками, шашками и прочими общественно полезными инструментами?!

И в тексте особо подчеркивается, что «коллективными участниками движения не могут быть иностранные агенты». Интересно, откуда они тут могут появиться?

От такого «возрождения пионерии», честно говоря, становится немного не по себе. Когда она создавалась сто лет назад, у государства была четкая идеология и стратегия, к которым дети приобщались, - да, под контролем партии и комсомола, но старшие товарищи допускали у пионеров значительную долю самостоятельности.

В стране выходили хорошие книги и фильмы, которые воспитывали из пионеров «борцов за светлое будущее», вселяя в детей надежду на счастливую жизнь, веру в идеалы и любовь к родине. Где сегодня все это?! Общество отравлено нищетой, коррупцией и жаждой наживы, какие примеры видят вокруг участники «Большой перемены»?

«Патриотизм точно нельзя воспитать специальными уроками хотя бы потому, что дети плохо реагируют на то, что делается нарочито и официозно, - утверждает депутат Госдумы Олег Смолин. - Патриотизм — это естественная реакция человека на отношение к нему государства. И я думаю, нашему российскому государству надо бы больше любить своих граждан, это и станет хорошей базой для настоящего воспитания».

Понятно, почему наши чиновники решили обратиться к опыту и проектам советских лет. В настоящем им не удается найти ни «драйверов развития», ни мотивации для миллионов граждан. Но возвращение в СССР уже невозможно. Это была совсем другая, прекрасная страна. Придется строить новую. Но не по кривым лекалам нынешней бюрократии.

Григорий Алексеев.

Фото: АГН «Москва»,

К. Каллиников/РИА «Новости»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.