Экспертный совет при правительстве РФ предложил проводить в школах тематические уроки, посвященные борьбе с коррупцией, а в вузах ввести специализированный курс по данной теме.
«Рассказывать гражданам о вреде коррупции нужно с юных лет, буквально со школьной скамьи, не дожидаясь, пока дети вырастут и сами начнут давать и брать взятки, злоупотреблять служебным положением, перенимая опыт нечистых на руку знакомых», - заявил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов.
Согласно планам г-на Абызова, в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Барнаула пройдет специализированный урок для учеников 9-11-х классов по теме «Коррупция: что это такое», а для родителей учеников 6-11-х классов - специализированное занятие по теме «Как говорить с детьми о коррупции». Кроме того, эксперты Открытого правительства предлагают доработать и ввести в вузовскую программу указанных городов специализированный курс «Основы антикоррупционной политики». Пока это, скорее, эксперимент, однако «модную» тему могут подхватить повсеместно. И уже есть подобные примеры. Объявлено, что новый предмет - «Основы противодействия коррупции» - вскоре может появиться в школах Ульяновска. С таким предложением выступил уполномоченный по противодействию коррупции на территории Ульяновской области Александр Павлов. По его замыслу школа должна научить не только правовой грамотности, но и «неприятию коррупции в целом».
Конечно, кто ж спорит, с мздоимством бороться надо. А то скоро вместо госказны у нас будет дырявое решето. Однако с какого возраста следует прививать россиянам неприятие коррупции? Одно дело, когда взрослые дяди и тети ломают головы над тем, как противостоять уродливому явлению, и совсем другое, когда над этим предлагают задумываться детям. Не случайно и учительское сообщество очень по-разному встретило идущую сверху инициативу. Кто-то по привычке с готовностью поддакнул, многие выразили большие сомнения. В самом деле, как можно научить борьбе с коррупцией какими-то уроками? Растолковать школьникам, что «взятки гадки»? То есть на уровне деклараций сделать это не трудно, но каков будет от этих проповедей практический результат? Думается, нулевой. Слова-то можно произносить правильные, поступая при этом совсем иначе. Дети чуть ли не ежедневно наблюдают примеры самой настоящей коррупции... у себя в школе. Данные опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) свидетельствуют о том, что почти 96% родителей вынуждены в той или иной форме доплачивать за бесплатное школьное образование. Для 40% семей школьные поборы весьма чувствительны. Но платят. Боятся: не станешь платить, найдут возможность отыграться на твоем ребенке. Дети из родительских разговоров прекрасно осведомлены о школьной коррупции, воспринимая ее как данность. И кто им после этого сможет втолковать, что взятки брать нехорошо? Учителя берут, а другим почему нельзя?
Но главное даже не в близкой к нулю эффективности подобных уроков. Зачем вообще внушать юным гражданам с их впечатлительными мозгами, что они живут в стране взяточников и воров? Они ведь именно это и запомнят из всего школьного курса. Известно, что негатив вообще запоминается лучше позитива, отрицательные герои лучше положительных. Между тем у ребенка должно быть полноценное, в том числе достаточно беззаботное детство. Зачем ему взрослеть раньше времени? Успеют еще нахлебаться проблем. Детям не правила борьбы с негодяями-коррупционерами надо объяснять, а учить их на примерах поступков настоящих, честных и добродетельных людей. Или те, кто предлагает «грузить» детей темой коррупции, уверены, что в России таких больше не осталось?
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевского