Одним из победителей национального проекта “Образование”, проводившегося среди вузов и направленного на реализацию инновационных образовательных программ, стал Московский энергетический институт (МЭИ). Кстати, отмечающий в 2010 году круглую дату - 80 лет. За какими инновациями будущее нашей и мировой энергетики? Котируются ли наши специалисты за рубежом? Как вписаться в мировую систему образования? На эти и другие вопросы главного редактора “МН” Николая Кружилина отвечает ректор МЭИ Сергей Владимирович СЕРЕБРЯННИКОВ.
- Сергей Владимирович, МЭИ - один из старейших и престижнейших институтов страны. Что после распада СССР удалось сохранить из того, чем прежде славился вуз?
- Действительно, последние двадцать лет внесли серьезные коррективы во всю деятельность. И если подводить итог, то первое, что удалось сохранить, - это научные школы, которые могли в те тяжелые времена распасться. Ведь в поисках материальной стабильности уходило очень много специалистов, особенно молодых и талантливых. Тем не менее усилиями кафедр, деканатов и ректората школы удалось сохранить. Еще удалось сохранить практически все, что предыдущими годами сделано в плане студенческой жизни. Мы не потеряли ни одного общежития, ни одного нашего студенческого лагеря, в том числе даже в Алуште, в Крыму. Сохранились Дом культуры, библиотека, стадион. То есть, к счастью, осталось все, что касается студенческой инфраструктуры. Правда, к сожалению, потеряли санаторий. Зато за это время построен и успешно функционирует новый корпус - с современнейшими лабораториями, кафедрами. В этот же период у нас появился единственный в России российско-китайский научный парк “Дружба”, созданный по межправительственному соглашению и занимающийся научным сотрудничеством не только между вузами двух стран, но и малыми предприятиями, работающими в научно-технической сфере. Уникальный и единственный в своем роде. Так что потери есть, но, к счастью, они не такие большие, какими могли оказаться.
- Какой у вас бюджетный план набора?
- Могу сказать с точностью до человека - 1439 мест. Сколько принимать на платные места, мы сами решаем.
- Выпускники МЭИ востребованы сегодня?
- Если говорить о технических специальностях, то у нас на каждого выпускника не менее трех заявок. По нашим оценкам, реально идут работать по полученным специальностям процентов 60-65.
- Идут больше всего куда?
- В основном на энергетические предприятия. Пользуются колоссальным спросом специалисты электронного профиля, программисты - их с руками забирают еще на четвертом курсе. То есть в принципе спрос на выпускников технических специальностей достаточно большой. Правда, не все отрасли им предоставляют адекватные их материальным запросам условия.
- У вас есть статистика, какая в среднем стартовая зарплата выпускников?
- Мы можем судить только по запросам, которые получаем. В основном от 20 тысяч рублей в месяц. А реально в среднем - 30 и более тысяч. Многих ребят это не устраивает. Но при этом я знаю, что энергетический рынок очень обширный, специалисты там нужны и зарплаты бывают достаточно приличные.
- Как вы оцениваете, нынешний уровень преподавания в вузах соответствует международным стандартам?
- В известной степени это больше философский вопрос... Знаю точно, что большинству наших выпускников, кто эмигрировал в Канаду, Голландию, Сингапур и другие страны, при приеме на работу требовалось только одно - подтвердить, что диплом получен в МЭИ. И никаких дополнительных экзаменов больше не требовалось.
- Вы хотите сказать, что МЭИ высоко котируется на международной арене?
- Чтобы не быть голословным, как факт международного признания нашего образования приведу пример. Недавно в Берлине образовали Европейский энергетический университет, по замыслу учредителей, одним из приоритетных направлений которого является энергетическая безопасность Европы и энергоэффективность будущего. Принимать участие в работе научного совета этого университета они пригласили нас. Там в основном немцы, но есть и бельгийцы, испанцы. От России участвуют в нем я и проректор по международным связям Университета нефти и газа имени Губкина. Меня там представляли как “ректора крупнейшего в мире энергетического вуза”. И организаторы очень дорожат участием России в лице МЭИ, ведь общеизвестно, что наша инженерная школа близка к немецкой. Более того, сами немцы считают, что мы эту школу развили и сегодня она полностью соответствует современным потребностям. И мы вместе с ними сейчас ищем пути, как правильно вписаться в переход на двухуровневую систему образования - бакалавры, магистры, чтобы улучшить подготовку специалистов. Если сейчас мы готовили инженеров пять с половиной лет, то в этом случае мы будем иметь возможность готовить их шесть. То есть появится возможность углубленно давать некоторые предметы, которые нужны уже для конкретной деятельности или для конкретного предприятия.
- За деньги предприятия, которое в этом специалисте заинтересовано?
- Совершенно верно. Это своего рода целевой набор, в результате которого заинтересованы все. Студент понимает, для чего он учится и что от этого зависит его дальнейшая перспектива. Предприятие понимает, что он вернется к ним с определенным уровнем образования. И мы готовим по определенным программам, но целенаправленно.
Более того, мы сегодня имеем возможность предлагать нашим ребятам программы, когда они могут получить диплом одновременно МЭИ и разных европейских университетов. У нас уже человек сто получили такие дипломы.
- Они обучались в Германии?
- Они обучаются здесь, параллельно изучают язык, для них немецкие профессора приезжают и читают лекции. Затем все, кто участвует в этой программе, проходят отбор, и самые сильные студенты уезжают на обучение в Германию. Выполняют дипломную работу и защищаются - и там, и здесь. В итоге получают два документа о высшем образовании, как говорят, “двойной диплом”, позволяющий работать как в Германии, так и в России. Программа не бесплатная, но она поддерживается немецкой службой академических обменов и компанией “Сименс” и студентам не стоит ни копейки.
- Не могу не спросить: как лично вы относитесь к ЕГЭ?
- Я считаю, что контролировать уровень знаний, полученных в школе, можно разными путями. Если это путь, который удовлетворяет среднюю школу по контролю знаний, да пожалуйста. Хотите - ЕГЭ, хотите - другой вариант. Но это, как мне кажется, не может быть единственным механизмом, определяющим дальнейшую судьбу выпускника. ЕГЭ может быть и дополнительным, и компонентом чего-то другого... Ведь известно, что школьник может учиться не блестяще, но при этом быть фанатом и даже великолепным специалистом в какой-нибудь узкой сфере, например в программировании. И его ничто другое не интересует. Вот как это соединить и учесть при поступлении юноши или девушки в вуз? Большой вопрос. Поэтому мне кажется, что ЕГЭ в нынешней форме может существовать - мы же учитывали когда-то при приеме в вуз средний балл аттестата, и ничего плохого в этом не было. Но дайте нам возможность провести еще некое тестирование для того, чтобы понять: подходит конкретный поступающий для нашего вуза или нет.
- Есть общеобразовательные школы, которые курируются МЭИ?
- И не одна. Кстати, на днях мы отметили 20-летие энергофизического лицея №1502, который находится в Новогирееве и является центром всей нашей довузовской работы. Набор туда идет на конкурсной основе со всей Москвы и ближайшего Подмосковья, и ежегодно выпускается девять, а то и десять одиннадцатых классов. Большая часть выпускников, естественно, идет к нам. Между прочим, именно они составляют примерно одну пятую часть набора.
- Они льготы при поступлении имеют?
- Льготы заключаются в том, что подготовка их существенно выше, чем в обычной школе. Там лекции по физике, математике, химии, информатике читают наши же преподаватели. То есть ведется ориентация конкретно на МЭИ и с достаточно высоким уровнем образования. Причем обучение бесплатное. Кроме лицея мы курируем еще более тридцати общеобразовательных школ, где есть наши классы.
- МЭИ стал одним из победителей национального проекта “Образование”, направленного на реализацию инновационных образовательных программ. Расскажите о вашей программе? В чем была ее инновационность?
- В том, что она создана на базе нашего вуза и производственного предприятия и направлена на подготовку специалистов с новыми профессиональными компетенциями. В результате у выпускника появляются новые знания и умения. Например, мы выпускаем специалистов для теплостанций, где обычный пароводяной цикл. И таких специалистов можно выпускать еще долго, потому что в стране очень много подобных станций. Но весь мир переходит на газотурбинные установки с парогазовым циклом. Поэтому и мы на нашей учебно-экспериментальной ТЭЦ тоже ведем реконструкцию, чтобы иметь на ней парогазовую установку, на которой наши студенты будут учиться и уже будут уметь работать на таком оборудовании.
- Кстати, как вы относитесь к новациям в области замены “лампочек Ильича” на современные?
- А вы знаете, что из всей электроэнергии, вырабатываемой на планете, 20 процентов “съедают” лампочки? Поэтому можно долго говорить о плюсах и минусах этой замены, но ясно, что мир все равно к этому придет. Не к этим, так к другим технологиям. В то же время нам давно надо задуматься о принятии закона “О качестве электроэнергии”, который необходим.
- С такими программными идеями ученые МЭИ выступают? И вообще как можно улучшать качество электроэнергии?
- Наша научная группа на кафедре электрических сетей и систем специально занимается этой проблемой, и ими даже разработаны устройства, позволяющие оценивать, кто это качество “портит” - сеть или потребитель. Когда будут приняты законы, по которым можно будет подавать в суд на то, что из-за некачественной электроэнергии у вас сгорел компьютер, они очень пригодятся. К сожалению, сейчас, даже если по этой причине дом сгорит, ничего не докажешь...
- В чем вы видите перспективы развития вашего вуза?
- Во-первых, у нас есть программа развития, которую мы написали, участвуя в конкурсе “Национальный исследовательский университет”. Ее мы и будем реализовывать. Одно из центральных направлений - взаимосвязь с энергетиками. Сегодня, когда РАО “ЕЭС” распалось и партнеров стало очень много, наша задача - выстроить новые взаимоотношения с отраслью. Недавно министр энергетики проводил у нас в МЭИ совещание, куда пригласили руководителей большинства энергетических компаний страны и ректоров вузов, готовящих специалистов в области энергетики. Там было конкретно сказано, что потенциал вузов надо использовать в первую очередь как потенциал экспертный, научный и потенциал для подготовки специалистов высокого уровня.
Перспективы мы видим и в том, что те наши направления, которые внешне не выглядят “энергетическими” (радиотехника, электроника, автоматика и вычислительная техника), надо более активно вовлекать в энергетическую сферу. Я говорю об управлении далекими объектами, о подстанциях, где не нужно присутствие человека, о телекоммуникациях, управляемых через спутник... Об интеграции в мировую систему образования. И вообще надо быть оптимистами!