В нынешнем году требования к Деду Морозу и Снегурочке сильно поменялись: сегодня котируются новогодние персонажи с антителами.
Не переболевшим модным ковидом волшебникам придется зарабатывать другими способами.
Впрочем, число приглашений Дедов Морозов, обычно тянувшихся до самого старого Нового года, нынче резко сократилось. Специалисты делают тревожные прогнозы: индустрия сказочных персонажей из кризиса может не выйти.
В середине ноября, когда еще никто всерьез не думал о новогодних праздниках, на Красной площади были задержаны Дед Мороз и пара гномов. Эта сказочная компания оккупировала уголок около Спасской башни, достала плакаты с известным лозунгом «Я/мы Дед Мороз» и принялась привлекать к себе внимание новогодними шуточками.
Первыми зрителями и «почитателями» творчества веселой компании стали сотрудники службы безопасности. Они в считаные минуты скрутили сказочных персонажей и отправили в кутузку. Потом нарушителей отпустили, назначив небольшой штраф. Это и понятно: у кого поднимется рука серьезно наказать доброго волшебника?!
Артисты-аниматоры, радовавшие детей и взрослых образами Снегурочек, зайчиков и прочей новогодней живности, оказались в числе тех, кто проведет эти праздники в жесточайшем кризисе. Это стало понятно, когда в московской подземке появились Деды Морозы - самые настоящие, в халатах, гриме, с приклеенными бородами. Но это не был сюрприз для пассажиров от руководства метрополитена. Оказалось, что так артисты ездят на свои новогодние представления. На такси теперь у них просто нет денег.
А недавно жизнь волшебников еще больше усложнилась. В моду вошли Деды Морозы с антителами, а не переболевших волшебников чаще всего клиенты просят не беспокоиться.
ДЕД МОРОЗ С АНТИВИРУСНОЙ ГАРАНТИЕЙ
Кто из аниматоров первым придумал отмечать в объявлении наличие антител, сейчас точно неизвестно. Но журналисты упоминают артиста Александра Фортиана. Чтобы обратить на себя внимание, он решил отметить, что переболел коронавирусом и имеет антитела. Идея оказалась удачной, и у находчивого Деда Мороза немедленно появились последователи.
Открываем один из сайтов. Достаточно набрать в поисковике «Дед Мороз с антителами», как всплывает порядка 30 предложений. Самое пространное от сказочного персонажа, который подробно рассказал даже о том, как и где лечился. О Снегурочке, правда, написано гораздо меньше - всего одна фраза, что справка у нее тоже есть. Стоимость этой парочки по нынешним временам немаленькая - 3,5 тысячи рублей. Другие антивирусные Деды Морозы предпочитают оставлять лишь маленький комментарий о наличии у них антител. Просят совсем немного - 1-2 тысячи рублей.
«Пандемия очень сильно ударила по нашей сфере. И поскольку сейчас денег у большинства населения не так много, мы с напарницей установили цену - 1 тыс. рублей, чтобы была возможность поработать. Многие люди удивляются такой сумме, потому что раньше наша услуга стоила от 3 до 20 тысяч рублей», - рассказывает Александр Фортиан.
Другие аниматоры обсуждали антивирусные меры задолго до Нового года. «В любом случае и у Снегурочки, и у Деда Мороза всегда варежки. Маска будет обговариваться с родителями: если они захотят, значит, она будет, возможно, просто раскрасим обычную медицинскую» - это одно из мнений. Правда, на профильных форумах такую идею критикуют. Театральные варежки - это не резиновые перчатки, и их невозможно менять несколько раз в день. А гламурная тряпочка со стразами на лице никого ни от чего не защищает.
«С другой стороны, мы же тоже не знаем, к кому мы идем, болеют заказчики коронавирусом или нет», - оправдываются другие аниматоры и даже рассказывают, что собираются вручать подарки на пороге квартиры или вообще перейти в WhatsApp. «В масках пропадает сказка у детей, понимаете?» - вопрошают эти люди. «А в мессенджере она появляется?» - отвечает кто-то.
Между тем в крупных агентствах по организации мероприятий появилась новая услуга: заказчик может выбрать медицинские анализы, которые должен предоставить аниматор, но оплачивать их он будет отдельно за свой счет.
«Ключевые артисты могут пройти тест на коронавирус за несколько дней перед мероприятием за дополнительную плату. Мы предлагаем прайс тех лабораторий, которые делают эти анализы. Кого-то эта услуга интересует, кого-то нет», - поделился с журналистами руководитель такого агентства Юрий Мирошников.
В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ СНЕГУРОЧКА УМРЕТ ОТ ГОЛОДА?
Аниматор Татьяна Спивакова вообще считает, что наличие антител - это маркетинговый ход. «Ни один артист не станет делать анализы специально перед представлением и за свои деньги. Иначе он просто разорится», - говорит она. Частные лаборатории Москвы просят за ПЦР-тест от 2 до 5 тысяч, а срок действия документа составляет три дня. Средняя цена за визит Деда Мороза и Снегурочки - 1,5-2 тысячи рублей. Приглашений немного, поэтому платить два раза в неделю по несколько тысяч им точно не по карману. В поликлиниках запись на много дней вперед, а заказы приходят иногда за несколько часов до представления.
«Все, что происходит сейчас на рынке, - это попытка выжить. О качестве работы не приходится даже говорить. Поэтому в ход идет все, в том числе завлекалочки вроде справки о наличии антител. А выгонять артистов из-за отсутствия бумажки родители уже не будут. Ведь дети приготовились, ждут Деда Мороза, нельзя их разочаровывать», - заявляет Спивакова.
Она утверждает, что Новый год дешевым быть не может. «Сценарии мы не придумываем, а покупаем. Сейчас каждый год рождается множество новых песенок, игровых программ. Ведущие, аниматоры общаются с коллегами по всему миру, делятся идеями, приобретают музыкальные композиции и сценарии. Поэтому вызов на дом Деда Мороза и Снегурочки не может стоить меньше 13-15 тысяч рублей», - считает Татьяна.
Профессионалы говорят, что накануне новогодних поздравлений обновляется весь реквизит: хороший костюм главного героя из парчи и с вышивкой может стоить 30-50 тысяч. Каждый год закупаются новые парики. Во время праздников их приходится стирать каждый день, и через пару недель они уже имеют бледный вид. Ну и, конечно, личная машина или такси - это не каприз.
«От костюмов в транспорте ничего не останется, как и от грима. Кроме того, мы часто возим с собой музыкальное оборудование, кто-то работает с музыкальными инструментами, а все это очень тяжелое», - продолжает аниматор.
Сейчас профессиональное сообщество новогодних волшебников обсуждает уже не этот, а следующий Новый год. Никто не сомневается, что если к 2022 году ничего не изменится, то новогодняя индустрия поздравлений погибнет. «Останутся халтурщики, готовые работать за копейки и налитую рюмку водки, как это было в 90-е», - сетует Татьяна. А фальшивая справка об антителах у каждого из них всегда найдется.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBESTOCK