Общественные и социальные новости
4828 | 0

Операция «Ликвидация», или РасПРОДАЖНЫЙ бизнес

Операция «Ликвидация», или РасПРОДАЖНЫЙ бизнес
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«Только один день!»,  «Последняя распродажа!», «Ликвидация товара!» - для кого-то эти слова праздник для души и кошелька, а кто-то сторонится их, считая обманом. Кто прав, выяснял корреспондент «Мира Новостей».

Каждый день, идя на работу и подходя к метро, я натыкаюсь на крикливых зазывал. Одни, надрывая голосовые связки, другие, усиливая эффект собственного звучания с помощью мегафона, приглашают всех прохожих воспользоваться «уникальным предложением», посетив распродажу чего-нибудь.

ЛОЖНЫЕ СКИДКИ И МАГИЯ ЦИФР

Ассортимент пестрит разнообразием. Сегодня тебе предлагают купить нижнее белье, куртки и дубленки, а завтра - постельное белье, трикотаж и посуду... Ловлю себя на мысли, что именно так в старину зазывали народ в цирк шапито: «Только здесь и только сегодня для вас выступят индийский маг, бородатая женщина и глотатель шпаг!»

Покупая билет в цирк, человек понимал, что его ждет шоу и удивительные люди постараются развлечь и поразить. На ликвидационных и распродажных представлениях неожиданностей не случается - на прилавке будет лежать ничем не примечательный товар, коего полно и в других торговых точках, а тебя будут убеждать, что, если сегодня ты не отдашь за вещицу «смешную сумму», завтра можно не успеть, потому что: всего один день, только здесь, только сейчас.

У метро из стороны в сторону нервно ходит парень лет 25 и уже севшим голосом кричит:

- Подходи, налетай! Ликвидация остатков со складов крупнооптовых закупок по себестоимости! Количество ограничено!

Метрах в ста от осипшего крикуна зычно дублирует тот же призыв девушка.

Подхожу, интересуюсь, что продается.

- Магазин кожи и меха закрылся, потому что доллар-то растет, - поясняет зазывала. - Был 35, стал 70. Разница же есть? Есть. А если в два раза все дороже стало, кто будет покупать? А у нас все эти куртки со скидкой. Товар хороший, быстро расходится, поторопитесь, неизвестно, продлят нам еще аренду или нет. Вон магазин, вход шариками украшен.

Захожу в помещение на первом этаже жилого дома, где еще недавно красовалась растяжка «Аренда». Четыре длинные вешалки стоят вдоль голых стен. Между ними курсирует девушка в наушниках. Увидев меня, нарочито радостно сообщает:

- Мы торгуем товарами магазинов, которые закрываются из-за кризиса. Сейчас вещи из магазина кожи и меха «Четыре сезона». Цены - от 6900. Куртки турецкие и португальские. Меряйте. Вам вот эта зеленая курточка будет очень хорошо, к вашим зеленым глазам подходит. И таких цен уже нигде не найдете - это закупки еще докризисные.

Изучаю ценники: многозначительно перечеркнутые крупные цифры 27 000 (29 000) руб. и ручкой поверх написано: 9900 (10 900) рублей. Если верить объяснениям зазывалы про выросшие курсы валют, покупались куртки за тысячу с лишним долларов, а в пересчете на новый курс продаются долларов за 150. Дело тут не в альтруизме продавца, а в том, что куртки наверняка ввозились по серой схеме из Китая и за копейки, а то и просто с оптового рынка «Садовод», куда тоже попали из Китая. Теперь этот товар надо продать так, чтобы еще и в прибыли остаться.

Говорят, хозяева ликвидационных точек с каждой недолгой акции имеют минимум 200 тыс. руб. навара. За них, конечно, можно порадоваться, а вот за покупателя - нет: реального производителя этих кожаных изделий он никогда не узнает, сколько проносятся вещи - непонятно, а если в процессе носки выявятся дефекты, предъявлять претензии будет некому - продавцов и след простынет уже через пару дней.

К слову, примерно такие же куртки, увиденные мною на распродаже, в интернете я обнаружила за 5-7 тыс. руб. Согласитесь, экономия сомнительная, несмотря на то что ликвидация проходила под контролем ни много ни мало... федерального проекта «Без посредников», о чем сообщала уличная табличка у входа в магазин. Слышали про такой проект? Я - нет, но зато как звучит!

В подвале соседнего дома бойко шла продажа «постельного белья из Италии». Например, за двухспальный сатиновый комплект продавец просил 2990 рублей. Паренек убеждал меня и еще трех женщин, купившихся на призывы уличного громкоговорителя и заглянувших к нему, что «такие же комплекты везде дороже четырех тысяч, а у нас на тысячу дешевле и подушка в подарок».

Прямо аттракцион невиданной щедрости, если не знать, что аналогичный комплект в интернете или даже в обычном магазине в квартале от места распродажи стоит дешевле на 300-500 рублей. Что касается подушки - она, безусловно, приятное дополнение к покупке, однако не стоит забывать, что подобные «бесплатные» приложения используются как дополнительный стимул склонить человека к покупке. Стоимость подарка уже заложена в стоимость товара, который вам предлагают купить, а в качестве презента обычно используются залежалые вещи. То есть подарок - дешевый предмет в придачу к разорительной покупке.

ИЛЛЮЗИЯ ЭКОНОМИИ

Не все, кого зазывалы заманивают в магазины-однодневки, оказываются крепки духом и находят в себе силы не открыть кошелек. Пока я по заданию редакции бродила по «выставкам-распродажам», мне не раз пришлось наблюдать, как покупатели, не выдержав натиска активных продавцов (и где их только этому учат?), выкладывали деньги за товар, который им, похоже, сто лет был не нужен. Тем не менее, покидая торговую точку, люди неизменно произносили примерно следующее: «Все ж кругом дорожает, а цены завтра будут еще выше».

Люди устали от постоянно растущих цен и, когда случается купить что-то «по низкой цене», радуются как дети, забывая, что цель любого скидочно-распродажного бизнеса - реализовать залежалый, убыточный, некондиционный товар и неплохо заработать на желании людей сэкономить. В кризис это сделать значительно проще: когда у людей мало денег, они активнее включаются в игру «Найди, где дешевле» и теряют голову, видя скидки. А хозяева этого нехитрого бизнеса, чтобы не примелькаться и не мозолить глаза одним и тем же товаром, арендуют помещения то в одном районе города, то в другом.

В «скидочные» карусели попадает все больше людей, желающих сэкономить. Но экономия эта иллюзорная, потому что покупателя вынуждают брать то, что ему не очень-то и нужно, да к тому же зачастую весьма сомнительного качества и, как правило, без каких-либо сертификатов на товар. На создании иллюзии экономии строится вся маркетинговая политика «последних распродаж» и «небывалых ликвидаций». Надо просто понимать: продавцы в убыток себе никогда не торгуют, а элементарное сравнение цен свидетельствует о том, что никаких скидок по большому счету и нет.

Как показывает практика, «распродажники» и «ликвидаторы» действуют быстро и пленных не берут, а большинство пострадавших - пожилые люди, не имеющие доступа к интернету и возможности обойти несколько магазинов, чтобы сравнить ценники. Пенсионеры первыми попадаются в ловушку рекламных кампаний.

Елена Хакимова

Фото Е. Хакимовой

  • СОВЕТЫ «МН»
  1. Сравните предложения нескольких магазинов, поинтересуйтесь ценами в интернете. Одна и та же вещь может в одном месте со скидкой 50% стоить дороже, чем в другом - без уценки.
  2. Не совершайте покупку ради товара в подарок, если этот товар вам не нужен.
  3. Обходите стороной магазины, где круглый год обещают скидки на весь ассортимент. Скорее всего, окажется, что цены снижены на несколько наименований товаров, а главное для продавца - заманить к себе как можно больше клиентов.
  4. Покупать несколько товаров в условиях скидки нужно лишь в том случае, если все они вам действительно необходимы. Если нужен только один товар - вероятно, что в другом магазине, где нет скидок, он будет стоить дешевле.
  5. Не покупайте спонтанно. Хорошо обдумывайте необходимость покупки независимо от того, идет ли речь об одежде или о бытовой технике. Приобретайте то, что вам действительно нужно.
  • КОММЕНТАРИЙ

Галина Лукьянова, психолог:

«Люди всегда любили скидки, но в связи с кризисом они ищут их целенаправленно. В магазине во взрослом человеке просыпается ребенок, который говорит:  «Хочу это». При виде ценников со скидками рациональное восприятие действительности притупляется, и тому есть объяснения. Во-первых, всем людям свойствен инстинкт собирательства и накопления. Особенно женщинам. При отсутствии увлечений и недостатке общения они становятся шопоголиками. Во-вторых, посетители распродаж и ликвидаций - люди небольшого достатка и предпочитают взять много вещей подешевле, чем одну дорогую. Отправляясь за покупками, человек должен как-то объяснить потраченные время и силы. Оправданием служат сумки с покупками. В-третьих, в шопинге люди находят успокоение. Это панацея от плохого настроения, которого в кризис хоть отбавляй. Распродажи воспринимаются как полноценная терапия. В-четвертых, на распродажах мы самоутверждаемся. Чем больше вещей мы скупили, тем более богатыми себя ощущаем».

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.