Образование
13920 | 0

Воспитатели-идентификаторы

Все школы страны получили указание обзавестись советниками директоров по воспитанию.

Воспитатели-идентификаторы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Педагогическая общественность вздрогнула и призадумалась. Прежде всего о том, кто рискнет нынче давать учителям и директорам советы в столь непростом деле.

Если иметь в виду, что воспитатель - это призвание, то в любом случае такой специалист - товар штучный, его в срочном порядке для каждой школы не найдешь. К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский - побегай поищи средь бела дня с фонарями, особенно по нынешнему смутному времени. Если же речь идет всего лишь о новой должности в школе, то по каким качествам станут набирать туда кадры? Тем более советников, то есть специалистов, владеющих навыками воспитания гораздо больше и дольше, чем практикующие учителя?

В свое время в армии был весьма точный критерий, чтобы отличить настоящего офицера от выскочки-полит­работника. Настоящий офицер и на учениях, и в бою командовал бойцам: «Делай как я!» У карьерного политработника звучало иначе: «Делай, как я сказал!» Есть большие подозрения, что именно таких навербуют в советники по воспитанию. Потому как на безрыбье и рак рыба.

Плюс еще характерный штрих. Идею советников директоров по воспитанию уже озвучивал в начале года министр просвещения Сергей Кравцов, пообещав, что в 2022-м во всех регионах России пройдет конкурс на указанную должность, а пока в порядке эксперимента он будет организован в десяти пилотных регионах. И если спустя девять месяцев понадобилось продублировать указание с очень высокого уровня, значит, не работают пока объявленные конкурсы и эксперименты. Буксует затея. Да и немудрено.

В российском обществе негативно-депрессивные настроения накапливаются все быстрее. И первыми реагируют на них молодые люди начиная с возраста старших школьников. Зимние акции, став достаточно массовым проявлением протестов, сильно встревожили правительство, заставив его искать альтернативы силовым методам Росгвардии. И чиновники вспомнили об исторических аналогах - институте военных комиссаров.

Комиссары вводились в вооруженных силах трижды и функционировали с небольшими перерывами с апреля 1918-го до октября 1942 года. Причиной были кризисные ситуации: в апреле 1918-го, когда Красной армии приходилось туго в Гражданской войне, в августе

1937-го, когда Сталин испугался «заговора генералов», и в тяжелом июле 1941 года. Тогда все установки комиссаров были ясны и прозрачны. Но сегодня-то что говорить и делать? И где светлая цель?! На борьбу с кем и ради чего «советники по воспитанию» будут призывать школьников?

Сегодня в РФ нет ни официальной идеологии, ни стратегии развития, ни образа будущего. Государство не предлагает молодым, включая школьников, ни какой-либо системы ценностей, ни высоких принципов, ни современных идей. А слово «патриотизм», иногда проскакивающее в речах с высоких трибун, звучит слишком абстрактно на фоне царящих в обществе несправедливости, коррупции и нищеты. Какой патриотизм может объединить жаждущих наживы долларовых миллиардеров и миллионеров с миллионами тех, кто каждый день вынужден выживать?!

Весьма возможно, что в верхах сознают обреченность в нынешней ситуации попыток позитивного воспитания школьников и ищут иные способы хотя бы «держать их в узде». Этим летом Минпросвещения совместно с Минцифры затеяли подготовить на каждого российского школьника специальный цифровой профиль, куда будут заноситься все данные об успехах и неудачах ребенка. Причем создаваться такой профиль будет в принудительном порядке!

Требовать его будут при первых попытках устроить ребенка в государственное учреждение, например в начальную школу. Зачем?! Формулировка из проекта гласит, что в профиле будут содержаться сведения, «необходимые для идентификации в рамках образовательного процесса».

То есть уже на ребенка будет собираться массив данных, который «упакуют» в некий общий распределительный реестр, а запросы будут давать туда обезличенные идентификаторы, чтобы с малых лет выделить способных и неспособных, расставить всех по указанным местам и наклеить ярлыки.

Создатели системы мамой клянутся, что такая методика уже апробирована в Швеции. Однако не рискуют объяснить общественности, что у нас (!) данные о способностях каждого ученика будут собираться и анализироваться на уровне начальной школы, тогда как интеллектуальный и прочий потенциал большей части детей раскрывается обычно ближе к институту. Но к тому времени на многих детях идентификаторами автоматически может быть поставлен жирный крест. Интересно, и каким умельцам - воспитателям, психологам, педагогам - чиновники доверят подобную работенку?! Где их навербуют? В Минцифры?

Проталкиваемая Минпросвещения система будет содержать фантастическое количество данных о детях, их успеваемости и посещаемости, считает преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов: «Все они в случае утечки могут использоваться для обмана детей, в том числе социального инжиниринга».

«Пока мы не знаем, что выйдет из предложения Министерства просвещения, - замечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. - Если будет использована только эта система, то она однозначно ухудшит возможности для продолжения образования тем, кто поздновато схватился за голову. Надо создать для ребенка, который не сразу осознал необходимость хорошей учебы, возможность исправить свои ошибки».

Мнением родителей в ведомствах особо не интересуются. А у мам и пап крепнет убежденность, что их детей хотят загнать в «цифровой концлагерь». В этом определении сказано очень много. А если представить, как наклеивание с детства ярлыков «неудачников» будет сочетаться с практикой «советников по воспитанию», картинка грядущей школы начинает выглядеть жутковато.

Григорий Алексеев.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.