Образование
1659 | 0

Студенческий кампус как инструмент обогащения

В правительстве сообщили, что в ближайшие десять лет будет выделено 670 млрд рублей на создание университетских кампусов (то есть студенческих городков) мирового уровня.

Студенческий кампус как инструмент обогащения
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Для сравнения: на развитие российских технологий искусственного интеллекта к 2030 году планируется потратить 145,85 млрд рублей, то есть в пять раз меньше. Настораживает, не правда ли? Неужели общежития и столовые для страны важнее, чем освоение самых современных технологий?..

Согласно поручению президента, к 2030 году в России должны быть построены 25 университетских кампусов. В феврале 2024 года проект был расширен до 40 кампусов к 2026 году.

«В этом году мы планируем ввести в эксплуатацию кампус Уральского федерального университета в Екатеринбурге, объекты в Уфе, Калининграде. Также откроем жилые объекты в Южно-Сахалинске, - бодро сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко и продолжил: - К 2030 году должны быть построены 25 современных университетских кампусов общей площадью около 3 миллионов квадратных метров. Таких масштабных инфраструктурных проектов в истории советского и российского образования еще не было».

В правительстве хвалятся, что кампусы обеспечат дополнительно 85 тысяч мест для проживания студентов и преподавателей. И это всего лишь промежуточный результат! Господа чиновники отыскали очередную «волшебную палочку», которая, дескать, запустит механизмы развития экономики и государства. Прежде она числилась «инвестициями» и «инновациями».

Кампусом традиционно называют землю и здания колледжа или университета. Сюда входят библиотеки, лекционные залы, студенческие центры, а в университетах-интернатах - общежития и столовые.

Традиция кампуса зародилась в средневековых европейских университетах, где студенты и преподаватели жили и работали вместе в замкнутой обстановке. Однако что-то не просматривается в этой среде студенческого обитания инструментов экономического развития. Хотя шума у нас уже много. В чем здесь секрет или, пардон, сверхзадача?

Рассказывая про грядущее появление 25 современных кампусов, вице-премьер сообщил, что сейчас идет финальное согласование с правительством. Шустро запустили проект, чувствуется опытная рука заинтересованных лиц. «В марте будет объявлен финальный отбор, который обеспечит выбор еще 15 проектов, - отмечает Чернышенко. - Мы видим большой спрос, я бы даже сказал, конкуренцию. Свои заявки готовят уже более 30 субъектов. Это подтверждает высокую востребованность программы и ее значимость для развития территорий». Ну-ну...

Речь, по сути, идет о строительстве студенческих общежитий ценой в сотни миллиардов рублей. Общежития - штука хорошая и нужная, но на русском затея как-то не звучит. А вот иностранное наименование придает ей некий имидж обители талантов-чернокнижников, способных при случае создать что-либо выдающееся, найти некие откровения цивилизации.

Эксперты сразу обратили внимание на участие в проекте вице-премьера Марата Хуснуллина, который в коридорах власти считается главным лоббистом строительства. Вопросы, которые связаны с проектированием и строительством кампусов, «детально прорабатываются» у него на правкомиссии по региональному развитию. И все проекты сопровождает публично-правовая компания по строительству.

«Без сомнения, инфраструктурные вложения, которые делают государство, региональные власти, бизнес, будут создавать комфортную среду, чтобы ребята могли с удовольствием учиться, заниматься наукой, спортом, отдыхать», - заявил премьер Михаил Мишустин. И вот здесь-то, как говорится, собака зарыта.

Вряд ли кто будет спорить, что креативные университетские центры — это не просто здания общежитий и различные гуманитарные площадки. Для креатива здесь нужен высокий уровень педагогов, которые не просто передадут ученикам много знаний и навыков, но и сумеют создать соответствующую творческую атмосферу в студенческом сообществе. Тут нужны очень продвинутые кадры. Однако где они? Ситуация в российском образовании сегодня оставляет желать много лучшего.

Недавно глава Минпросвещения Сергей Кравцов клялся президенту о достижении всех целей и новых успехах ведомства. Педагогическая и родительская общественность встретила этот доклад с большим возмущением. Член-корреспондент РАН, лидер «Родной школы» Алексей Савватеев заявил, что Кравцов полностью искажает картину. В обычных школах не хватает до трети учителей, а те, что есть, работают с огромной перегрузкой. А главный чиновник Минпросвещения озабочен «инновационными школами». Очевидно, что туда будут переманивать учителей из других школ.

В сети «ВКонтакте» под видеопостом Минпросвещения об этой встрече самым популярным комментарием с огромным отрывом стал такой: «И ни слова об огромных перегрузках и позорно низких зарплатах педагогов!»

Руководители вузов отмечают крайне низкий уровень знаний выпускников средних школ, а руководители предприятий - крайне низкий уровень образования выпускников вузов. Более того, по данным совсем свежих социсследований, 5 млн молодых людей в России не хотят ни работать, ни учиться. Это крайне тревожный факт о состоянии молодежной среды, где разворачиваются весьма негативные процессы.

Другими словами, очевидно, что российское образование пока не готово к запуску столь масштабных проектов. И отсюда вытекает версия, что в лучших традициях последних лет в российские верха некие лоббисты продвинули мегапроект ценой в 670 млрд рублей. В подобных проектах «есть что делить», и некие хитрые деятели продвигают их, чтобы «деньжат срубить». Похоже, эта версия недалека от реальности.

Григорий Алексеев

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.