Современное образование лучше советского — Мир новостей
Сегодня 17 февраля 2019 г., воскресенье, 20:30USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Образование

Современное образование лучше советского

4 апреля 2017
hits 7534

Сегодня все чаще говорят об упадке образования в России и о том, что необходимо вернуться к лучшим традициям советской школы. 

Действительно ли образование в СССР было образцовым и чем оно отличалось от образования в царской и постсоветской России? Об этом «Миру Новостей» рассказал доктор филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ Алексей ЛЮБЖИН.

В КОСМОС С ЦАРЕМ В ГОЛОВЕ

- Министр образования Ольга Васильева считает, что нужно вернуться к традициям советской школы. Ставит в один ряд «российское имперское и советское образование», которые, по ее словам, «всегда славились своим качеством». Вы согласны с мнением главы Минобра?

- Если бы так, то страны Запада устроили бы у себя образовательную реформу по примеру СССР, но почему-то ни одно европейское государство не позаимствовало советскую модель. А вот императорская школа действительно славилась качеством своего образования. Советская система была ее полным антиподом, представляла собой всеобуч, довольствовалась суррогатами, была самодовольной и пребывала в культурной изоляции. Словом, качеству образования советская педагогическая система никак не способствовала.

- Но как же СССР вышел на такой уровень космических, атомных и военных разработок?

- Все выдающиеся конструкторы сталинской эпохи получали образование в школах, либо созданных в императорской России, либо организованных по образцам императорских образовательных учреждений. Если бы советская инженерная школа была сильнее итальянской, не итальянцы помогали бы строить АвтоВАЗ, а наши инженеры отправились бы помогать возводить заводы «Ламборгини».

Если же говорить о гуманитарном образовании, то, к примеру, в московской классической филологии в советские времена не было ни одного поколения, которое можно было бы назвать полностью советским.

Я, например, учился у Людмилы Павловны Поняевой, которая училась у Сергея Ивановича Соболевского, до революции действительного статского советника и ординарного профессора. Получается, с дореволюционной эпохой я через одно рукопожатие. Инерция русской императорской школы длилась примерно до 60-х годов. Потом началось сильное отставание, и это видно не только по космической программе.

- Но вы же не станете отрицать успехи наших физиков, математиков...

- Модель наших математических школ я особенно высоко ценю, поскольку она, пожалуй, была наиболее сильной из всех направлений советского образования. Но... Советская школа, хотя и делала вид, будто дорожит естественными науками, на деле ничего не предпринимала для их развития. Догматическое содержание просто вбивалось в мозги школьников и - тут же ими забывалось.

- Если они, конечно, не поступали в профильные вузы...

- Согласен. Но если сейчас остановить на улице людей в возрасте от 40 до 60 лет и проэкзаменовать их по физике, химии и биологии, результаты будут печальными.

Чтобы сегодня начинать преподавать ту же физику как самостоятельную науку, придется где-то брать очень хороших учителей, очень хороших учеников (физика доступна не для всех) и отводить этому предмету пять часов в неделю. Еще понадобятся лаборатории и оборудование, ведь основа физики - эксперимент. Современная школа не может выполнить ни одного из этих условий, как и советская.

ЛИКБЕЗ ЧЕРЕПАШЬИМ ШАГОМ

- А что собой представляла школа императорской эпохи, чем отличалась от современной образовательной системы?

- Самое главное отличие - в императорской школе отсутствовала единая образовательная модель, к которой, к сожалению, так тяготеет советское и современное российское образование.

К началу XX века в царской России только средних школ для мальчиков было пять типов: классическая гимназия (основное внимание - двум древним языкам, одному новому инязу и математике, остальные предметы изучались в меньшей степени), реальное училище (два новых языка, сильные математика и естественные науки), кадетский корпус (упор на физическую подготовку и два новых иностранных языка, остальные предметы распределены равномерно), духовная семинария (много богословских предметов и древних языков, новые - факультативно), коммерческое училище (близко к реальному училищу, но с рядом специальных предметов).

При Николае II городские школы (неполное среднее образование) были переформатированы в высшие начальные училища. Их уже можно сравнивать с советской средней школой, но их аттестат не давал возможности поступать в вузы. По нормативам императорского среднего образования советская школа до средней недотягивала и в университет ее учеников не допустили бы.

- Зато советская власть быстро провела «всеобщий ликбез»...

- Я скептически отношусь к такому утверждению. Ликвидация неграмотности в СССР шла очень медленно. Как показывают недавние исследования, неграмотных к 1959 году в возрасте старше 9 лет было 8 процентов.

Уверяю вас: имперское образование справилось бы с этой задачей быстрее. При Николае II речь зашла о введении всеобщего начального обязательного образования. На это выделялись огромные средства. В начале царствования Николая II образовательные расходы государственных ведомств составляли около 40 млн золотых рублей, еще 30-40 млн выделяли города и земства. К 1914 г. эти расходы составили соответственно 300 и 360 млн рублей.

- Что, по-вашему, можно было бы перенять у императорской школы?

- К сожалению, ничего не выйдет. У нас нет педагогического корпуса, который был в царской России, и воспитать его уже не удастся, потому что Россия, как страна бедная, не может покупать умы за границей в отличие от России императорской. Кроме того, министерству не нужно ничего, кроме бумажек и красивых циферок. Оно не очень-то хочет понять, что на самом деле происходит в школе.

РЕФОРМА ШКОЛЫ: ОСТАВИТЬ КАК ЕСТЬ!

- Плюс бесконечные пертурбации во главе образовательного ведомства...

- Любые действия того или иного министра - лишь легкая рябь по воде. Экзаменационная система, конечно, может претерпевать какие-то изменения, но предметный-то набор в школе в основе остается прежним! Он движется и развивается в логике старого советского всеобуча. А школы должны быть разными!

Единственное время, когда наблюдался расцвет индивидуальных школьных проектов, - это конец 80-х - начало 90-х. Тогда университетским людям было интересно преподавать в школе. И та энергия до сих пор дает хорошие результаты. В России нестандартные школы плохо поддаются унификации. С ними Минобру трудно. В 2000-е создать что-то новое стало почти нереально из-за ужесточения чиновничьего контроля, который сильно вредит школьной подготовке.

Я выскажу парадоксальную вещь: современное образование лучше советского. Нужно все оставить как есть, а не пытаться вернуться к традициям советской средней школы.

- Откуда такой вывод?

- В стране уже есть несколько сотен школ, которые могут считаться средними по понятиям дореволюционной школы. В Санкт-Петербурге даже есть классическая гимназия с изучением древних языков. Если в советское время способные дети максимум, на что могли рассчитывать, - это на спецшколу с изучением одного иностранного языка, то сейчас полноценное среднее образование могут получить примерно 40% ребят. Остальные 60% получат так называемое высшее начальное образование, которому в массе своей и соответствовала многопредметная советская школа. Тем не менее в России система среднего образования хоть и в зачаточном виде, но более-менее сложилась.

- Если бы министром образования были вы, что бы изменили в системе?

- Лучшим выходом была бы политика «ничего не трогать». Если то, на чем мы сейчас едем, грубо говоря - телега, то наивно полагать, что на ней можно выиграть авторалли. Если же говорить об оценке качества современного образования, то это вопрос не к современникам. Мы получим ответ на него через 30-40 лет - либо культурным расцветом, либо экономическим крахом.

Елена Хакимова.

ИТАР-ТАСС,

FOTODOM.RU

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (4)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Россиян освободят от «зарплатного рабства»
В 2014 году Госдума приняла закон, наделяющий россиян правом самостоятельно выбирать банк для получения зарплаты. Однако, как признают в Центробанке и кредитных организациях, документ не работает.
11 февраля 2019
Зачем пугает Силуанов?
На минувшей неделе в интернете с недоумением цитировали высказывания Антона Силуанова о том, что в ближайшие годы жизнь в стране не улучшится и граждане должны быть к этому готовы.
11 февраля 2019
Бои усиливаются на всех фронтах Новороссии
В ДНР готовятся к массированным атакам украинской армии.
14 февраля 2019
В России появятся ментальные инвалиды
В российском законодательстве появится термин «ментальный инвалид». С таким заявлением выступил замглавы Минтруда Григорий Лекарев в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
15 февраля 2019
НАТО наращивает свое присутствие на Украине
Военные транспортные самолеты США разгружаются в киевском аэропорту «Борисполь».
15 февраля 2019
Якутский министр предложил россиянам больше работать
Глава Министерства образования Якутии Владимир Егоров выразил мнение, что семьи, которым не хватает на дошкольное образование ребёнка должны больше работать. Таким образом он прокомментировал отмену компенсации за детский сад, коснувшуюся большинства жителей республики.
12 февраля 2019
Загрузка...