Образование
1859 | 0

Школы заполнят учителя без высшего образования?

Кадровый голод в общеобразовательных школах заставляет Министерство образования и науки принимать неоднозначные решения.

Школы заполнят учителя без высшего образования?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сейчас в ведомстве активно обсуждается вопрос расширения списка специальностей, по которым педколледжи будут готовить будущих педагогов.

Раньше учебные заведения готовили в основном учителей начальной школы: «сложите два яблока и давайте нарисуем ежика». Теперь будут готовить преподавателей физики, математики, истории и других предметов? В школах опасаются прихода «недоучек»: смогут ли они подготовить учеников к программам вузов?

С начала года после встречи министра просвещения с президентом возникли опасения, что решение кадровой проблемы в школах может привести к снижению профессиональных требований к учителям. Сейчас в министерстве запустили процедуру принятия нового федерального стандарта для учителей 5-9-х классов. Ранее в педагогических колледжах специальность «преподавание в основной школе» была доступна лишь для некоторых предметов, таких как трудовое обучение, информатика и основы безопасности жизнедеятельности. Теперь же расширят этот список и для других предметов.

Новая инициатива Минпросвещения вызвала множество споров и зачастую негативных откликов.

На сегодняшний день 20% регионов страны испытывают кадровый голод в школах. Не идут выпускники педвузов работать в школы, а старые кадры постепенно из профессии уходят. Сегодня многие школы держатся за счет учителей, начинавших работать еще в советское время, но их становится все меньше и меньше, и что будет дальше - непонятно. Нередко учителям в школах приходится вести сразу по нескольку предметов, порой даже не смежных, например химию и историю. Понятно, что каждый такой человек-оркестр больше устает и быстрее подвержен выгоранию. К тому же такая работа учителя на износ ставит под сомнение качество образования.

А нагрузка и требования к педагогам с каждым годом только растут. В современных условиях требуются умение работать с новыми технологиями, навыки работы с ИИ и организаторские способности.

Однако реформы в системе образования пока не дают ощутимых результатов. Молодежи среди педагогов почти не наблюдается. Не идут на такие низкие зарплаты. Привлекать педагогов в малые города и села становится все сложнее.

В Минпросвещения надеются на самообразование молодых выпускников педагогических колледжей. Мол, главное - дать базу, а дальше сами… И побольше практики. Также в ведомстве уверены, что молодые специалисты из колледжей могут привнести свежие идеи и подходы в образование. Акцент на практическом обучении вместо теоретического — это современная тенденция, которая может помочь выпускникам быстрее адаптироваться на рабочих местах.

Вряд ли новая инициатива Минпросвещения решит проблему нехватки кадров. Если выпускники педагогических вузов не спешат в школьные классы, почему такое рвение должны проявить студенты колледжей?

Ситуацию надо менять, а для этого необходимо радикально менять систему оплаты труда школьных учителей и прежде всего решить проблему дифференциации их зарплат: почему в различных регионах одной страны они так разнятся? Не отдавать их зарплаты на откуп местным бюджетам, а финансировать из госбюджета - оплату за ставку повысить до средней зарплаты по стране и ежегодно ее индексировать. За счет этих мер государство сможет не только остановить отток кадров, но и повысить престиж работы педагогов.

Яна Полянская

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.