Принятие закона перевернет наши представления о традиционном общем образовании и отразится на будущем большой части населения - школьниках, педагогах, родителях. Но на фоне массовых протестов обсуждение было перенесено на неопределенный срок.
Одни считают, что онлайн-образование - это неизбежное будущее и чем раньше мы туда шагнем, тем лучше, другие - что это окончательный развал качественного образования, доставшегося нам от СССР.
А что делать, если в семье нет средств для покупки дорогого компьютера? Кто обеспечит ребятню из дальних сел и деревень качественным интернетом? Не учитывается тот факт, что родителям придется оплачивать и технику, и компьютерную связь за свой счет. Так о каком бесплатном образовании, право на которое закреплено в Конституции, может идти речь?
И как теперь работать учителям? По каким программам, с помощью какого оборудования они должны проводить обучение? Как будет оплачиваться их труд? На все эти вопросы у авторов законопроекта четких ответов не нашлось. «Должно быть, они попросту надеются, что все как-то само решится. Депутатам и чиновникам важнее, что от нововведения бюджет не пострадает» - это общий лейтмотив возмущенных откликов самих педагогов.
Речь идет о пояснительной записке к законопроекту, где черным по белому написано: «Дистанционное обучение не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов». То есть обеспечивать финансово условия для новой формы обучения государство официально не собирается. Именно этот пункт вызвал волну протеста среди экспертов.
«Если мы принимаем закон, по которому Минпросвещения получает возможность разрабатывать обязанности учителей, проведение предметов в таком формате, то оно должно требовать от регионов либо от федеральной власти дополнительных расходов», - возражает депутатам сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Сегодня родители объединяются в движения, требуя вернуть детей в школы. «Мы против того, чтобы между дистанционной и традиционной очной формой обучения ставился знак равенства», - заявила в своем видеообращении Илона Менькова из Коптева.
Возмущена и другая читательница: «Все люди, находящиеся в здравом уме, против дистанционного образования! Дети безвылазно будут сидеть дома перед мониторами компьютеров и телефонов! Здоровью и физическому, и психическому конец! Это просто имитация образования».
В центре Екатеринбурга кто-то в знак протеста установил арт-объект «Буратино» - это пень в наушниках, медицинской маске и с длинным деревянным носом, который пронзает ноутбук. Таким видят авторы нынешних школьников, получивших дистанционное образование.
Удаленка ударила и по социализации школьников. Родители уже давно жалуются: молодежь и так слишком много времени проводит в виртуальном мире. Многие подростки уже толком не ходят гулять, а общаются с друзьями только в соцсетях.
«Моя дочь-девятиклассница уже месяц учится в онлайне, кружок, куда она ходила, не работает, в результате ее уже невозможно вытащить на улицу, даже просто погулять с собакой», - жалуется журналистам мать московской школьницы.
Врачи бьют тревогу - у подростков падает зрение, болят голова и спина, нарушается сон, у некоторых ребят наблюдаются апатия и депрессия. «Вот и получается, что власти, борясь с одной угрозой, создают другую, возможно, еще большую» - эта мысль звучит в высказываниях практически всех экспертов.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
УЧИТЕЛЯ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ ДЕТЕЙ
Против мнения родителей выступают педагоги. Они не готовы рисковать собственным здоровьем и теперь попросту боятся собственных учеников, каждый из которых может прийти в школу больным.
«Думаю, мои коллеги каждое утро просыпаются с тревожным ощущением: «А вдруг сегодня подхвачу?» Я точно эту мысль держу в голове постоянно, когда отправляюсь на работу. Естественно, когда прихожу в школу, все уходит на задний план», - рассказывает учитель из Екатеринбурга Виктор Якушев.
Между тем специалисты успокаивают: у 70% детей имеется иммунитет к COVID-19. «Максимальные - до 71% - показатели популяционного иммунитета были установлены у детей дошкольного и раннего школьного возраста», - сообщила замруководителя Роспотребнадзора Елена Ежлова.
Замдиректора по науке НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова член-корреспондент РАН Николай Филатов подтверждает: «Вирус, с которым сейчас столкнулся мир, в отличие от гриппа и многих других респираторных инфекций не так агрессивен по отношению к детям, и это свойство надо использовать по максимуму.
Наблюдение за развитием эпидемического процесса в мире показывает, что детские контингенты практически не болеют. Это значит, что юный организм защищен иммунной системой от COVID-19, а циркуляция вируса среди детей неминуемо приведет к потере его вирулентности. Ребенок в данном случае выступит в роли живой вакцины. Если мы сейчас откроем школы и детсады, вирус начнет более активно циркулировать среди этого контингента населения, гетерогенная биологическая масса COVID-19 станет преимущественно неагрессивна.
Поясню. Если возбудитель нынешнего вируса не вызывает заболеваний у здоровых детей, значит, в их организме он теряет свою вирулентность и, принося этот возбудитель домой взрослым родственникам, дети фактически распространяют вирус, похожий на вакцинный штамм. Взаимодействие со всеми возбудителями уравновешивается, происходит естественная иммунизация населения, не происходит взрыва заболеваемости, а мы можем справиться с массовым распространением вируса буквально за три недели и закрыть тему».
Подготовила
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK