Педагогика: Счастливый билет Исаака Фрадкова — Мир новостей
Сегодня 20 февраля 2019 г., среда, 11:52USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Образование

Педагогика: Счастливый билет Исаака Фрадкова

27 июня 2017
hits 1805

Россия помнит немало педагогов-новаторов: Щетинин, Амонашвили, Шаталов… Каждый из них привнес в дело российского образования свою собственную систему. 

Опыт карельского педагога-исследователя Исаака Фрадкова, 90-летие которого отметили недавно в Петрозаводске, интересен прежде всего инновационными проектами преобразования школы. Можно смело сказать: то, что удалось Исааку Самойловичу, и есть национальное достояние.

«ДИРЕК» - ЭТО МЫ

Он возглавил обычную среднюю школу в 1956 году в 29 лет. В первом же приказе запретил учителям оскорблять учеников - от них требовалось одно: учиться на совесть.

С 1960 по 1968 год «девятка», в которой довелось учиться и автору этих строк, стала называться политехнической, и тому были веские причины, о которых чуть ниже.

Наш «дирек» (так мы называли его между собой) обычно встречал нас в вестибюле школы, по обыкновению заложив руки за спину, и отвечал на приветствия каждому. По его лицу и глазам можно было прочитать только то, что нам полагалось знать: все в порядке, продолжаем трудиться...

Теперь-то по-настоящему понимаешь, ЧТО значил этот привычный ритуал «дирека»: сначала - МЫ! А потом уже все остальное...

Может быть, только наши родители это чувствовали, поэтому и устроили нас под занавес получения среднего образования именно в эту школу. Детско-родительское сообщество Фрадков включил в активное управление школой. И тоже - впервые в республике! Это делало школьную атмосферу по-семейному теплой, доверительной.

Уже тогда, в начале 70-х, «девятка» стала прообразом будущих колледжей. Введено производственное обучение. В расписании не только уроки, но и дни практик по профилю класса. То есть вместе с аттестатом о среднем образовании по окончании школы мы получаем свидетельства о профессиях: кто - токаря, кто - печатника, кто - медсестры, швеи. Но элитой и гордостью «девятки» были классы математиков-программистов, лаборантов - физиков и химиков.

НЕ «КОМНАТЫ С КАРТИНКАМИ»

Сегодня почти все новации Фрадкова используются в российских школах. Но КАК - большой вопрос.

Скажем, кабинетная система, которую в 60-е придумал наш директор, - уже давно не новость. Но дело в качестве. Суть в том, что сама обстановка фрадковских кабинетов позволяла нам самостоятельно вести исследования, экспериментировать, использовать оборудование на практике.

Или возьмем важную часть нового образовательного стандарта - профильное обучение. Фрадков и это делал впервые. И высокое качество его новации не вызывало сомнений. То, что вместе с аттестатами мы получили свидетельства о квалификации в профессии, значило немало: каждый из нас при желании мог сразу, без проволочек устроиться на работу туда, где проходил производственную практику: либо в типографию, либо в швейную мастерскую, либо на завод.

А выпускники математических классов, как правило, блестяще сдавали экзамены в лучшие технические вузы страны.

Его заботливости хватало на всех, в том числе и на так называемых трудных. Задолго до того, как «девятка» стала школой старшего звена, один из пятых классов Фрадков полностью сформировал из второгодников и бросил на этот класс самых опытных учителей. Результат превзошел ожидания: выпускные экзамены за 8-й класс по русскому языку и математике «трудные» сдали лучше многих преуспевающих.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА…

Сегодня, в век амбиций и инноваций, вряд ли возможно внедрение идей педагогов-новаторов прошлого века. У чиновников от образования нашлось немало причин и рычагов связать руки хорошим педагогам.

«Фрадков был мастером педагогических стартапов во времена, когда и слова-то такого не было. Он находил решения самых горячих педагогических проблем, доводил их до внедрения и получал результат в виде эффективной системы. И вот что важно: результат этот можно было предъявить и описать, а значит, передать другим. Во всех его начинаниях были широкий горизонт и перспектива - то, чего сегодня нам катастрофически не хватает», - считает одна из сторонниц методов Фрадкова, кандидат педагогических наук Алла Нестеренко.

Ее заметки под заголовком «Мастер стартапа» накануне вечера памяти опубликовал петрозаводский интернет-журнал «Лицей».

Кстати, печатную версию одноименной газеты создал Фрадков. С ее страниц он хотел двигать вперед существующую школу. Жаль, что не увидел учитель теперешнего лица своего издания, которым сейчас руководит выпускница 9-й школы, педагог и журналист Наталья Мешкова.

Она не подвела своего наставника, сохранив «Лицей». Можно сказать, что атмосфера «школы Фрадкова» переместилась в интернет-журнал, объединивший самую неравнодушную часть творческой интеллигенции республики и лучших педагогов.

…ПЛЮС АТМОСФЕРА

Когда в 1968 году приказом гороно в «девятке» ликвидировали школу старшего звена, Фрадков «переформатировал» свое детище в школу с углубленным изучением иностранных языков. А через год и это начинание новатора отдали в другую школу.

Из стен «девятки» Фрадков ушел, однако продолжал оставаться, как он выразился «в учительском строю». Преподавал на кафедре педагогики Петрозаводского университета, создал первый в Карелии УПК (учебно-производственный комбинат), открыл городской Центр профориентации детей и подростков, затем очно-заочную школу-клуб для одаренных детей и подростков...

В 1997-м Фрадкова наградили дипломом и поощрительным грантом Российской академии образования за создание проекта региональной (карельской) школы с дифференцированным обучением... Но воплотить его он не успел.

Вскоре после того, как в 1998 году Исаака Самойловича Фрадкова, посвятившего педагогике 55 лет, не стало, петрозаводской общеобразовательной школе №9 было присвоено его имя. Конечно, по настойчивой инициативе его единомышленников. Хотя ясно, что Школа Фрадкова - это не просто знакомое здание в центре города, не стены под прочной крышей, не учебные кабинеты... Школа Фрадкова - это прежде всего особенная АТМОСФЕРА: труда, творчества и доверия, созданная настоящим Учителем.

Кажется невероятным, но «дирек» помнил по именам и фамилиям, по характерам и способностям всех своих учеников, в чем убеждались не раз. А вручил он ни много ни мало 3248 аттестатов!

Что мы знали о своем директоре? Знали, что он из учительской семьи, что встретил войну подростком, что в 1943-м окончил артспецшколу, в 1945-м был направлен на фронт, что при ликвидации одной из фашистских банд уже в Германии был тяжело ранен...

Заочно окончил Ленинградский педагогический институт. После увольнения в запас преподавал математику в школе рабочей молодежи. А в 1956-м молодой учитель стал директором 9-й петрозаводской школы. Мы знали, что у Фрадковых дружная семья: две дочери, обе учились в нашей школе. Жена Исаака Самойловича была известным в городе детским врачом.

Своими переживаниями, болью, обидами он с нами не делился. А их хватало. Став заслуженным учителем Карелии в 32 года, за всю последующую педагогическую деятельность Фрадков, сделавший так много для развития образования в республике, больше никакого официального признания не получил.

Восемь раз коллеги представляли его к званию «Заслуженный учитель РСФСР», но документы дальше Петрозаводска не уходили. Все это больно ранило его, но не мешало называть себя счастливым человеком.

Да и нам достался счастливый билет. Ведь нам выпало не только ценить, уважать своего учителя, но и ДОВЕРЯТЬ ему. В том числе и потому, что никогда, ни на минуту мы не были МАТЕРИАЛОМ для его собственного успеха, для продвижения в карьере, научной деятельности. Почти все свое время он отдавал каждому из нас для нашего блага.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ?

Сегодня понятие «школьный учитель» будто выходит из моды, будто застряло в прошлом веке. На смену учительству медленно, но верно приходят «специалисты в области преподавательских услуг». Похоже, кто-то всерьез считает, что такой специалист сможет заменить детям хорошего учителя? Преподаватели - в вузах, что давно норма. А для «услуг» - современные образовательные технологии.

Да, они эффективны, отлично экономят время, но не дают детям самого дорогого - человеческого общения. Культ «услуг» в школьном образовании крадет право учеников на детство и юность, на защищенность и мудрую опеку хороших педагогов. Словом, на все то, в чем нуждается каждый, даже самый способный ученик.

Директор одной из уникальных школ страны, талантливый педагог-новатор, учитель божьей милостью Исаак Самойлович Фрадков доказывал и доказал это всей своей жизнью. Но «что имеем, не храним...»?

Валентина Акуленко.

Еженедельник

«Новый Вторник».

Петрозаводск.

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Бои усиливаются на всех фронтах Новороссии
В ДНР готовятся к массированным атакам украинской армии.
14 февраля 2019
Тихий океан становится опасным для человечества
Американские учёные обнаружили на дне Тихого океана гигантские скопления газов. Если они поднимутся на поверхность, то планете грозит климатическая катастрофа.
16 февраля 2019
В России появятся ментальные инвалиды
В российском законодательстве появится термин «ментальный инвалид». С таким заявлением выступил замглавы Минтруда Григорий Лекарев в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
15 февраля 2019
НАТО наращивает свое присутствие на Украине
Военные транспортные самолеты США разгружаются в киевском аэропорту «Борисполь».
15 февраля 2019
Работодателям придётся платить штраф за упитанных сотрудников
В России могут ввести новый штраф. Его будут платить работодатели, если в их компании работают тучные сотрудники. Подобные меры применяются в Японии. Если обхват талии работника превышает 90 сантиметров, то его отправляют на консультации, а начальство штрафуют.
18 февраля 2019
Производитель худшего чёрного чая попытался оправдаться
Во вторник Росконтроль обнародовал итоги проверки чёрного крупнолистового чая, которую не прошли такие марки как «Крепкие традиции» и Lipton. Производитель «Крепких традиций» поспешил оспорить выводы Росконтроля и заявил, что его продукция соответствует всем требованиям.
13 февраля 2019
Загрузка...