Образование
3199 | 0

Чиновники от образования расписались в бессилии

До 25% взрослого населения не понимают прочитанного. Они «не могут понять инструкцию, задание и отсюда, соответственно, совершают неправильные действия и делают неверные умозаключения», считают эксперты.

Чиновники от образования расписались в бессилии
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Истину о том, что в России проблема с дураками, недавно подтвердили отечественные лингвисты. На днях, 30 июля, министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила результаты исследования, согласно которому от 22 до 25% россиян «не совсем понимают смысл того, что написано».

Говоря по-научному, у них проблемы с функциональным чтением. Всего у чтения три уровня понимания. Первый - когда ребенок просто учится складывать буквы в слова. Второй - это понимание текста на примитивном уровне, так называемое неглубокое прочтение, то есть понять прочитанное человек в принципе может, но сделать из прочитанного какие-то выводы еще не в состоянии. И, наконец, третий уровень - это функциональное прочтение, когда на основе полученной информации человек уже может выстраивать причинно-следственные связи и решать «когнитивные задачи».

«Это когда ты и информацию понимаешь, и на основе полученной информации можешь выполнять какие-либо действия. Условно говоря, если это школа, то на основе прочитанного ребенок может выполнить правильные арифметические действия. Если это взрослая жизнь, то на основе прочитанной инструкции человек может, например, оплатить коммунальные платежи», - рассказала ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

Согласно исследованиям, в школах функциональным чтением не владеют 24% старшеклассников. Они не могут осмыслить художественные произведения - просто не в состоянии выстроить причинно-следственные связи и понять смысл описываемых событий. Поэтому чтение кажется подросткам скучным и неинтересным.

Но если бы дело ограничивалось одной только литературой! По словам Русецкой, именно из-за проблем с функциональным чтением дети не могут усвоить математику, химию, физику и другие предметы. Они просто не в состоянии осмыслить информацию, изложенную в математической задаче, и правильно понять задание.

Такой же ограниченностью понимания страдают и взрослые россияне. Из-за неспособности правильно воспринимать информацию и выстраивать когнитивные цепочки они становятся жертвами недобросовестной рекламы, различных кредитных организаций и прочих мошенников. Продают квартиры, не понимая написанного в договоре.

Неумение понимать смысл документов и бумаг в РФ принято называть финансовой неграмотностью. Однако, как выяснилось, проблема тут гораздо глубже - курсами финансовой грамотности ее не решить.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Снегуров, заслуженный учитель России, профессор Российской академии естествознания:

«Смотрите, какие тексты у нас даются! Из Пастернака, из Мандельштама! А понимают ли дети такие сложные тексты? Об этом никто не думает.

Более того, в пятом-шестом классе, когда формируются навыки функционального чтения, начинается подготовка к ЕГЭ, и ребенок осознает, что никакое понимание ему не нужно. Наоборот, нужно клиповое сознание!

ЕГЭ - это не понимание, не анализ, это просто образ схватить и понестись! Хотя то, что уже вернули сочинение, - возможно, это сигнал, что систему образования будут менять.

Аделаида Сигида.

Фото В. Матыцина

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.