К двум обязательным предметам по ЕГЭ, русскому и математике, планируют добавить еще три - историю, физику и иностранный язык. Это станет для родителей заметной финансовой обузой.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова заявила о том, что «постепенно мы придем к увеличению числа экзаменов». Уже принят закон, согласно которому к 2020 году к обязательным предметам ЕГЭ добавится иностранный язык.
Но и это еще не все. «Сегодня немало предложений сделать обязательным экзамен по истории - это очень важно для гражданина. В первую очередь нужно сделать обязательной также физику, так как потребность в технических инженерных кадрах очевидна», - пояснила депутат.
Помимо этого Ирина Мануйлова анонсировала открытие в регионах центров, аналогичных Московскому центру качества образования, который по своему статусу является «государственным автономным образовательным учреждением».
Основной деятельностью центров станет проведение пробных ЕГЭ. В Московском центре, например, один экзамен стоит 1380 руб. А теперь умножьте на четыре (в ближайшем будущем) обязательных предмета и на два дополнительных. Причем школьник в той же Москве сдает пробные экзамены по нескольку раз, выкидывая на подобные тренировки в среднем по 25 тыс. руб. родительских денег.
Кроме того, почти половина старшеклассников в ЦАО (43%) готовятся к ЕГЭ с репетиторами - самая простенькая подготовка в 15 занятий стоит 10 тыс. за один предмет.
Итого несложно подсчитать, что три дополнительных обязательных предмета (подготовка плюс пара пробных тестирований) разорят родителей дополнительно как минимум на 40 тыс. рублей.
Каковы же плюсы от появления новых экзаменов? Для директора СОШ №2006 г. Москвы Веры Илюхиной они очевидны: «На высоком уровне каждый гражданин должен знать русский язык и историю своей страны».
Хорошо ли сегодня школьники знают историю? Минобразования не знает ответа на этот вопрос, есть данные только по обязательным предметам - русскому и математике. Что же касается предметов по выбору, то здесь результаты ЕГЭ не дают общей картины по стране.
Однако президент региональной общественной организации «Ассоциация учителей математики города Москвы» Иван Ященко сомневается в том, что оценки по истории будут полностью объективны: «Математикам в этом смысле проще - результат по истории гораздо тяжелее измерить».
Еще большую путаницу в ЕГЭ может внести «устная часть» - ее уже ввели в 2015 году в иностранный язык, планируют ввести и в ряд других предметов, например, в ту же историю и литературу.
Сдавать устную часть необязательно, но без сдачи устного экзамена нельзя будет претендовать на высокий балл за ЕГЭ: письменная часть может быть оценена максимум в 80 баллов, устная может дать еще 20 баллов.
Однако, как показал устный экзамен по английскому, в большинстве регионов к таким техническим новшествам оказались не готовы. Заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Глазков напоминает: устную часть школьник должен сдавать только под аудиозапись, которую потом можно будет использовать для разрешения спорных вопросов и для подачи апелляции. На практике же зачастую оказывалось, что записывать ответы экзаменующихся просто не на что.
В Комитете ГД по образованию не уверены, что проблемы технического плана во время устного экзамена удастся решить в ближайшее время. Поэтому стоит просто морально подготовить к ним школьников, чтобы лишний раз не волновались. «Надо объяснять ребятам, что технические сбои бывают. Но их интересы будут в любом случае учтены», - объяснила депутат.
У нас и так, без аудиозаписей, «самый открытый в мире экзамен», считает Иван Ященко: «Во всем мире, например, если ты сдаешь TOIFL, у тебя нет апелляции, тебе просто приходит твой балл, и все! Ты не можешь его оспорить. Не можешь посмотреть свою работу. К тому же нигде в мире нет банков открытых заданий. Одним словом, наши ребята участвуют в самой прозрачной процедуре!»
Вот только почему эта «самая прозрачная в мире процедура» влетает родителям в копеечку?
Депутат Мануйлова объясняет это просто: «Государство не может взять на себя проведение многократных исследований - поэтому их оплачивают родители, которые хотят получить информацию и оценить объективную подготовку своего ребенка, выстроить траекторию дальнейшей подготовки... Независимая оценка качества очень важна».
В связи с тем, что платные предварительные экзамены с будущего, 2016 года охватят всю страну, в Госдуме даже предлагали написать по ним специальный закон. Однако в конце концов решили, что уже существующих хватит. «У нас масса подзаконных актов, которые касаются платных услуг. Не стоит плодить дополнительные», - подытожила Ирина Мануйлова.
Аделаида Сигида
Фото ТАСС/А.Геодакян