В Москве уже 15 лет существует детский театр-студия исторического костюма «Натали», в котором на равных занимаются и здоровые дети, и дети-инвалиды. И не просто занимаются - регулярно завоевывают призовые места в престижных конкурсах. Вопрос остается лишь один: почему сегодня уникальный театр переживает тяжелые времена? Выживает только благодаря тому, что его создатель Наталья Кривенькова распродает антикварные костюмы и собственные коллекции...
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ
Гаснет свет. Звучит старинный менуэт. И словно во сне на сцене начинает твориться волшебство: кринолины, парики, реверансы, грациозные движения. Еще трогательнее от того, что это дети.
- Какая прелесть, какие манеры! - шепчет кто-то в зале.
И восхищенному зрителю невдомек, что грациозный вельможа в парике - это 15-летний Иван с тяжелым заболеванием ног. Элегантный Славик еще год назад профессионально воровал кошельки. У галантного кавалера Алеши 13 лет - аутизм, а грациозно приседающая в реверансе 12-летняя Даша на 80% слепа. И только изящная Машенька - совершенно здоровый ребенок с серьезными хореографическими задатками. Правда, из семьи, где мама с трудом тащит на себе пятерых детей. И вряд ли Машенька смогла бы развивать свой талант, не узнай ее мама о театре-студии «Натали», где возможно все, потому что все равны.
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
История возникновения удивительного детского театра и сама удивительна. Точкой ее отсчета Наталья считает аварию, в которую попала 20 лет назад.
- После той аварии я стала инвалидом, - рассказывает Наталья. - Искала возможности уйти от депрессии и так попала в одно крупное общество инвалидов, в котором мне предложили возглавить швейное производство. С этого, наверное, все и началось...
Ни шить, ни создавать производства на тот момент Наталья не умела. А вот идеями фонтанировала всегда. Так и возникла революционная идея организовать пошив не постельного белья и ночнушек, как обычно предлагают инвалидам, а исторических костюмов.
- Звонков было море, - вспоминает Наталья. - Платья стали получаться великолепно - так надо же их показать! Для этого я набрала детей тех мамочек-инвалидов, что шили у меня. Потом подключились дети детдомовские. И пошла работа полным ходом. Все мы готовились к карнавалу на ВДНХ, как вдруг мне объявили, что я больше не нужна...
От такого потрясения Наталья слегла. Но тут ей начали звонить дети - дети мам-инвалидов, дети детдомовские, которые так ждали праздника...
- И вот в этот момент, - вспоминает Наталья, - я разозлилась дико. И решила: не бывать этому! Обзвонила всех, из ничего буквально за неделю мы с ребятами создали новые костюмы. В них и пошли на карнавал: Королевна, пропившая государство, с авоськой пустых бутылок - это был Васенька, мальчик с тяжелой степенью рака, Шапокляк с крысой, наскоро купленной на птичьем рынке, Незнайка, Верка Сердючка с мячиками в лифчике, Леонтьев и другие персонажи... Пришли мы, а там люди, что производство отобрали у меня, со сшитыми нами костюмами. Тоже в конкурсе. Представляете? И шепчутся: «Смотрите, во что детей она нарядила». И что же? Оставили мы завистников в хвосте, заняли на том карнавале первое место!
ВСЕ ВОЗМОЖНО!
С тех пор участники «Натали» крепко ухватили удачу за хвост. Десятки побед в престижных конкурсах, гастроли и неизменный успех у зрителя - вот портрет творческого коллектива за прошедшие 15 лет. Но как это возможно? Ведь большая часть коллектива дети-инвалиды!
- Во-первых, сам формат миниатюры, который позволяет принимать участие в постановке любому ребенку, - объясняет Наталья. - Ну а во-вторых, равенство. Наш главный девиз: «Один за всех и все за одного!» Знаете, ведь многие и не подозревают, что ребята у меня занимаются разные, что многие из них инвалиды. А я считаю это наивысшей оценкой своей работы. Раз не подозревают, значит, моя цель достигнута. Я никогда не давила на жалость, всегда проблему ребенка на сцене скры-ва-ла! И именно поэтому мы стараемся участвовать в конкурсах среди здоровых - и побеждаем!
Но как можно скрыть инвалидность? Тем более на сцене, где человек как на ладони?
- Еще как! - уверяет Наталья. - Был у нас Андрюша, не мог ходить. Сделали ему деревянную лошадку и вывозили на ней. Другой мальчик - Паша - с очень тяжелым ДЦП. Дали роль отца семейства, и он весь спектакль просто сидел на сцене в кресле, завернувшись в плед. Вот Ирочка, у нее родовая травма. Так мы костюмом исправили ситуацию. Там приставили, тут надбавили, добавили бочок, который ушел, и вот уже смотрю, стоит Ира перед зеркалом, собой любуется - королева! Глаза горят, счастье! Вот только ради этого - понимаете! - стоит жить.
«НАТАЛИ» И ПЕЧАЛЬ
За годы существования театра-студии «Натали» удалось привлечь внимание множества знаменитых и влиятельных людей.
- В начале пути помогал историк моды Александр Васильев, в течение всего времени - руководитель департамента соцзащиты Москвы Владимир Петросян, долгое время попечительский совет возглавляла Людмила Швецова, - перечисляет Наталья Кривенькова. - И за это время, пока помогали, так много нам удалось сделать. В лучшие времена в студии занималось 150 человек, было несколько возрастных групп, преподавали и актерское мастерство, и пластику, и хореографию, и дефиле, вокал, рисунок, бисероплетение, риторику речи, историю театра и костюма, этикет современный и исторический... Педагоги у нас замечательные: танец ставили профессиональные хореографы, театром занимались преподаватели из ВГИКа. А каких результатов удавалось добиваться! Вы не представляете, какие чудеса могут происходить с детьми, когда они мотивированы, когда есть стимул, горят глаза, хочется жить. Вот была у нас одна девочка, у которой очень многое зависело от операции, а она боялась. А позанималась у нас - и согласилась лечиться. И после операции встала на ноги! Была тяжелая девочка с кривой ножкой, которая у нас начала заниматься балетом. Ей ножку ставят, а она обратно выворачивается. Больно! Но спросишь: будешь заниматься? Буду!
Занимались в «Натали» и дети из неблагополучных семей. Как-то раз муж Натальи, который всю жизнь поддерживает жену в ее начинаниях, привел к ней прямо с улицы компанию мальчишек-хулиганов.
- Началось с того, что нас обворовали. И сразу было понятно кто, - вспоминает Наталья. - Ну мамочки некоторые сразу: «Нужно в милицию». А я категорически отказалась. Отвела парней в старшую группу, где они занимались. И так подростки сами между собой поговорили, что все краденое назавтра же вернулось. Потом, уже позже, как-то раз смотрю, а у двоих все руки в ранах. Что такое?! А оказалось, это они наждачкой с себя татуировки перед выступлением стирали. Господи... Но если бы вы видели их такими, какими они к нам пришли, а потом бы увидели их на сцене - в камзолах, париках, с манерами... Вот это чудо.
ШКОЛА МИЛОСЕРДИЯ
Так что же могло случиться? Почему уникальный театр вдруг оказался в бедственном положении?
- Да в том-то и дело, что не вдруг, - вздыхает Наталья. - По сути, наши проблемы начались с того, как ушла Людмила Швецова. Потом наступил кризис, и многие наши помощники утратили возможность нам помогать. Какое-то время мы держались как могли. Но теперь вот стало совсем трудно. Преподавателей пришлось распустить, в студии вместо 150 осталось всего 35 детей. Да и с ними держимся лишь за счет того, что я распродаю на ярмарках костюмы и коллекции.
Кое-кто продолжает помогать театру. Например, директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, пустивший «Натали» в одно из помещений «Мосфильма», где сейчас обитают студийцы. Но, как известно, один в поле не воин.
- Почему-то у нас как-то так странно принято, будто не замечать этих проблем: детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей. Или замечают, но сразу - ужас. Раз инвалид, давят на жалость, раз неблагополучная семья, отбирают детей, - возмущается Наталья. - А зачем отбирать?! Посмотрите на наш опыт. Он показывает, что все возможно. Да, трудно. Но возможно же! Ведь такой смешанный коллектив - это лучшая школа милосердия, которому ты попробуй научи ребенка искусственно. Это же тоже сегодня общественная проблема. А у нас все готово, все сделано. И мы хотим выжить, жить, помогать. Только бы кто-то хоть немного нам помог.
Если вы хотите помочь театру «Натали», звоните Наталье Кривеньковой: 8(903)269-21-37.
Марина Алексеева,
Фото из архива Н. Кривеньковой
ФАКТ
Несколько достижений Натальи можно было бы занести в Книгу рекордов. Так, 13 лет назад она первая в России вывела на профессиональный подиум девочку-колясочницу. А на следующий год из 22 ребят, демонстрировавших коллекцию одежды, инвалидов было уже 11. Еще смелее поступила на конкурсе Надежды Ламановой, который ежегодно проводит знаменитый российский модельер Вячеслав Зайцев, выпустив на подиум модель, которая была на 80% слепа!
- На контур подиума мы поставили блестючки такие, а зрения девочки хватало, чтобы их видеть. И она отлично продефилировала! - вспоминает Наталья. - Только после этого сказали Зайцеву. Он был шокирован! «Вы что, с ума сошли?!» Потом, правда, сам восхищался. Ведь в тот год мы в этом конкурсе получили спецприз.