Общественные и социальные новости
2566 | 0

Деревенское самоуправление: символическая власть?

Деревенское самоуправление: символическая власть?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сельский староста просит изменить закон.

Уже 15 лет Юрий Кобяков является старостой деревни Пешково городского округа Чехов Московской области.

Он неоднократно обращался к парламентариям разного уровня с просьбой доработать, привести в соответствие с реальной жизнью законы, касающиеся сельского самоуправления. Безрезультатно. Будем надеяться, что публикация его предложений в нашей газете поможет достучаться до наших законодателей.

Так уж получается, что к нынешней сельской власти наши большие политики относятся чуть ли не как к недоразумению. По крайней мере, как к чему-то несерьезному и не имеющему значения для страны. Это говорит о том, что они плохо представляют себе сущность, суть нашего государства. Наведение порядка нужно начинать именно с деревни, которая дает силы, питает всю Россию. Но до этого еще очень далеко.

ЧУЖИЕ ЛЮДИ

Вот едва ли не главный, принципиальный вопрос нынешнего сельского самоуправления. Во всех нормативных правовых актах, федеральных и региональных, о сельских сходах и сельских старостах, о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) по непонятной для всех нас причине абсолютно игнорируются права и интересы огромного числа граждан, являющихся собственниками домостроений и земельных участков на территории, где создаются структуры общественного самоуправления. Основание для этой дискриминации только одно - в паспортах они не имеют отметки о регистрации именно в этих населенных пунктах.

А ведь эти граждане так же, как и жители, имеющие соответствующую отметку в паспорте, исправно платят налоги за землю и недвижимость, которые напрямую поступают в муниципальную казну. Многие из них фактически постоянно или значительную часть года живут в своих домах в селах и деревнях. В моей деревне Пешково большинство из них имеет многовековые корни, здесь родились и выросли. И никогда не теряли связи со своей малой родиной так же, как и их дети, внуки и правнуки. Многие из этих людей хотят и могут активно и плодотворно заниматься общественной работой на благо своей деревни. Активными членами Совета деревни Пешково за последние 15 лет были более 40 домовладельцев, хотя в их паспортах стоят штампики о регистрации в Чехове, Подольске, Серпухове, Москве. Именно эти люди чаще всего были и остаются инициаторами и активными участниками всех без исключения мероприятий по благоустройству и поддержанию порядка в родной деревне, по воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма и любви к своей земле.

Во многом благодаря их активности наша деревня в 2013 году стала победителем в губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье», получив в номинации «Наш дом» диплом I степени и первую премию 100 тысяч рублей, которая пошла на благоустройство. За последние годы с улиц удалены все свалки мусора и помойки, высажены сотни деревьев и декоративных кустарников, разбиты цветники. Жителями по их инициативе и на собственные средства очищен, углублен и в два раза расширен пруд с ключевой водой в центре деревни (диаметр 70 м), вырыты четыре противопожарных пруда (диаметром от 10 до 20 м). Построен и освящен гранитный памятник землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, заложен Сквер Героев. И во всем этом неизменно участвовали те самые «незарегистрированные» жители, которым по все еще действующему законодательству отказывается в праве решающего голоса на деревенском сходе, в праве избираться в Совет деревни и старостой.

При этом нужно заметить, что люди, в том числе фактически живущие в деревне пенсионеры, вынуждены сохранять свою регистрацию в городах Подмосковья и Москве не «из вредности» и не по своей воле. Чаще всего это необходимо в связи с существованием давно устаревшей, но очень жесткой увязки места регистрации (прописки) с социальным, пенсионным и медицинским обеспечением, качество которых ощутимо различается в больших городах и маленьких деревнях.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для того чтобы не отталкивать и дальше тысячи людей, желающих самым активным образом участвовать в сельском общественном самоуправлении, необходимо как можно быстрее внести некоторые изменения и дополнения в соответствующие законы и нормативные акты. Прежде всего речь идет о Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законе Московской области «О старостах сельских населенных пунктов в Московской области» и нормативных правовых актах, принятых на их основе в муниципальных образованиях Подмосковья.

Корректировки правовых норм могут быть совсем небольшими, но очень важными. Например, в законе №131-ФЗ статью 27.1 «Староста сельского населенного пункта» можно дополнить следующим образом:

«…Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом, а также лиц, владеющих домостроениями и/или земельными участками в данном населенном пункте».

Положения статьи 25 «Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования» в законе №131-ФЗ можно также дополнить:

«…Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, а также лиц, владеющих домостроениями и/или земельными участками в данном поселении».

В статью 27 «Территориальное общественное самоуправление» закона №131-ФЗ может быть введена следующая юридическая новелла:

«…Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Применительно к сельским населенным пунктам организаторами и участниками ТОС могут быть также граждане, являющиеся владельцами домостроений и/или земельных участков в данном сельском населенном пункте».

ВЫСОКИЙ СТАТУС

Есть еще один вопрос деликатного свойства. В законе №131-ФЗ в статье 27.1 «Староста сельского населенного пункта» прямо ничего не говорится о мерах поощрения старост за их активную работу. Но об этом говорится в нормах, которые принимаются муниципальными образованиями.

В этой связи было бы правильным в Положении о сельских старостах (в городском округе Чехов, например, оно утверждено 28.12.2017 г.) сделать акцент не столько на материальном, сколько на моральном стимулировании активно работающих старост. Следует учесть, что денежные выплаты старостам неминуемо будут приводить к тому, что старосты в глазах односельчан станут ассоциироваться с разновидностью находящихся на казенном жалованьи чиновников, причем самых мелких в иерархии муниципального административного аппарата. А посему будут восприниматься скорее как наемные, зависимые от власти люди, обязанные выполнять в первую очередь указания тех, у кого они находятся «на зарплате», и лишь потом думающие об интересах своих односельчан.

Поэтому предлагаем в положение наряду с пунктом о материальном поощрении старост включить как приоритетное положение следующего содержания:

«…Моральное стимулирование старост осуществляется в формах, определяемых Администрацией и Советом депутатов городского округа Чехов, включая ходатайства о поощрении особо отличившихся старост на региональном и федеральном уровнях».

Думается, что такого рода корректировка действующего законодательства о сельском самоуправлении даст возможность привлекать к обустройству и благоукрашению населенных пунктов Подмосковья, да и всей нашей страны многие тысячи неравнодушных, социально активных и умеющих работать земляков, независимо от того, какая прописка зафиксирована в их паспортах.

Юрий Кобяков, староста

д. Пешково городского

округа Чехов.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.