Сегодня 22 июля 2017 г., суббота, 20:01USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Общественные и социальные новости

Авиакатастрофа «Локомотива»: кто виноват?

10 сентября 2015
hits 1240

Прошло четыре года с момента самой страшной авиакатастрофы в истории хоккея. 7 сентября 2011 года чартерный рейс самолета Як-42 авиакомпании «Як Сервис» начал разбег по взлетной полосе ярославского аэродрома. Но выкатился за ее пределы, набрал высоту 5-6 метров и рухнул в реку Туношонку. Погибла вся команда «Локомотив». Виновные не найдены до сих пор...

РАЗБЕГ В ВЕЧНОСТЬ

Ужасная трагедия, о которой написаны тома газетных и журнальных текстов. Но мало кто в деталях изложил, почему именно разбился «Локомотив». Как все было технически? Это ведь мистическая тайна, которую пытались раскрыть даже в «Битве экстрасенсов». Давайте разберем тот день с экспертами.

7 сентября 2011 года. Чартерный рейс совершает авиакомпания «Як Сервис». Второй пилот - Игорь Жевелов, замдиректора компании по летной работе. Пилот с 30-летним стажем, с налетом 13 тысяч часов. Командир воздушного судна - Андрей Соломенцев, близкий друг Игоря Жевелова. Третий человек в кабине - бортинженер Владимир Матюшин. В самолете также находится Александр Сизов - инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.

Экипаж запускает три двигателя Як-42, выставляет стабилизаторы во взлетное положение. Самолет направляется в Минск, где пройдет первый матч сезона КХЛ, - это в двух часах лета от Ярославля. Почти в четыре дня самолет начинает роковой разбег по взлетной полосе...

Когда взлетная скорость была достигнута, бортинженер дал отмашку командиру поднимать самолет. Тот тянет штурвал на себя, чтобы повернуть элероны на 10 градусов. Этого достаточно, чтобы самолет взлетел. Однако он остается на земле.

Командир просит дать полную тягу, но снова ничего не происходит. Самолет катится дальше и выезжает за пределы взлетной полосы.

Экипаж предпринимает отчаянные попытки оторваться от земли. Наконец это получается. Самолет взмывает в воздух, но беды не избежать. Як-42 падает в реку Туношонку в километре от ВПП. Не выжил почти никто.

Из 45 человек на борту сразу погибли 43, включая пилотов. Только хоккеист Александр Галимов самостоятельно выбрался из-под обломков, но через пять дней от страшных ожогов скончался в госпитале. Уцелел лишь Александр Сизов.

Так погиб «Локомотив».

«САМОЛЕТ СОЗДАН ЛЕТАТЬ»

Почему самолет не смог оторваться от взлетной полосы?

Закрылки были выставлены верно. Хвостовой стабилизатор в порядке. Двигатели обеспечивали достаточно тяги. Машина была правильно сконфигурирована для взлета. Чтобы подняться над землей, нужно всего 1200 м. У них было свободно еще 2800 м полосы. Даже со всем хоккейным снаряжением вес самолета был далек от максимального.

«Самолет создан летать. При скорости 210 км/ч и установке стабилизатора на 7 градусов Як-42 сам отрывается от полосы. Ничего тут сложного», - говорит эксперт.

И вот первая догадка, полученная после изучения регистратора полетных данных. Несмотря на полную тягу двигателей, Як-42 ускорялся не слишком быстро и даже замедлял ход к концу полосы. Почему?

Следователи посчитали, что у самолета были включены тормоза. Вероятно, их включил один из пилотов. Исследование личных дел показало, что члены экипажа летали на двух разных моделях самолета Як. А у них неидентичная конструкция. Педали тормоза Як-40 охватывают всю ногу пилота. В Як-42 подразумевается, что каблук остается на полу кабины.

Включение тормозов на вращающемся колесе создает прижимную силу на носу самолета. Як-42 будто приклеили к взлетной полосе, а попытки экипажа поднять нос лишь привели к потере подъемной силы на крыльях. Лобовое сопротивление увеличилось, и самолет ушел в сваливание.

А вот другой вопрос. Почему экипаж продолжал попытки подняться в воздух, когда проблема была уже очевидной? Запись из кабины пилотов показывает, как экипаж спорит о том, какой должна быть взлетная скорость. Но это недопустимо! Значит, предполетный инструктаж был проведен небрежно. Если бы летчики отказались от взлета через 3-5 секунд после первой попытки отрыва, все остались бы живы.

Вердикт: пилоты имели большой опыт, но их обучение на Як-42 было недостаточным. Федеральное агентство воздушного транспорта немедленно лишило лицензии компанию «Як Сервис». Также была нарушена иерархия в кабине пилотов, что привело к хаотичным действиям экипажа. Проблема заключалась в том, что второй пилот формально был начальником командира. А неумышленное торможение стало основной причиной трагедии. При этом авиакомпанией не были соблюдены меры безопасности.

«ЛУЧШЕ БЫ Я ОКАЗАЛСЯ С ЭКИПАЖЕМ...»

Спустя год, 21 сентября начнут зачитывать приговор по этому делу. Главным подозреваемым проходит бывший замгендиректора авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев. Гособвинение просит дать ему шесть лет колонии.

По версии следствия, Тимофеев нарушил правила безопасности при допуске экипажа к полету. Именно он отвечал в компании за квалификацию летного состава. И он знал о том, что пилоты имели поддельные документы на управление Як-42. Но начальник все равно разрешил им сесть за штурвал.

Сам Вадим Тимофеев на последнем заседании сказал, что готов разделить участь погибших: «Если бы после того, что я прошел за четыре года, передо мной встал выбор, я решил бы лучше оказаться в составе того экипажа, а не сидеть здесь. Я еще раз прошу понять ребят, которые были за штурвалом. За свою ошибку они заплатили жизнью. Я приношу вам искренние соболезнования».

«ГОРЕ В ДЕВЯТИ СТРАНАХ»

Это был кошмарный день, который разделил черной полосой наш хоккей на «до» и «после». Взлетно-посадочной полосой.

В том «Локомотиве» выступали хоккеисты не только из России, но и с Украины, из Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции, Латвии. Главный тренер Брэд Маккриммон был из Канады.

Горе ударило сразу по девяти странам. Траурные вести разлетелись в разные концы света. В мемориальной церемонии, которая прошла в Ярославле на «Арене-2000», посреди ледовой площадки, устланной фанерными щитами, были выставлены 25 гробов. С остальными прощались в своих городах. А Саша Галимов еще был жив, за него боролись в московском госпитале. Он скончался от страшных ожогов в понедельник, 12 сентября, и был похоронен на мусульманском кладбище в Ярославле.

Каждый хоккеист из того самолета - это легенда.

И людям врезалось в память, как один из самых любимых хоккеистов Ярославля, форвард «Локомотива» Иван Ткаченко многие годы помогал детям с онкологическими заболеваниями. Последний платеж - на полмиллиона рублей! - Ваня сделал из самолета Як-42, отправив эсэмэску. Через 15 минут вся команда погибла в авиакатастрофе...

Почему Бог забирает самых лучших? Жизнь несправедлива.

«ПОМНЮ ТОЛЬКО УДАР - И Я ОЧНУЛСЯ В ГОРЯЩЕЙ ВОДЕ...»

В страшной авиакатастрофе осенью 2011-го уцелел только один человек - инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Как живет он сейчас?

Сизова спасло чудо. Он сидел не в кабине, а в самом хвосте самолета - в последнем ряду. Пристегнут не был. Александр заметил, что при взлете самолет завалило на левое крыло. Успел понять: авария неизбежна. Потом удар и потеря сознания.

Очнулся в реке, горящей от разлившегося керосина. И снова большое везение: не приди он в себя, то утонул бы или сгорел заживо.

Многочисленные переломы, Институт Склифосовского. Реанимация. Операции. Пошел на поправку, выздоровел. Получил единовременную матпомощь 500 тысяч рублей. Из летной авиации ушел. Живет где-то в Жуковском в пятиэтажной хрущевке на улице Гагарина, рядом с кинотеатром «Взлет».

Телефон и адрес скрывает. Интервью принципиально не дает, даже за деньги. Почему? Человек испытал такой психологический шок, что просто не может возвращаться мыслями в тот страшный день.

Сизов приоткрыл душу только в одном интервью:

«Все у меня нормально. Кухня, квартира, мебель. Работаю здесь же, в Жуковском, авиатехником в ОКБ имени Яковлева.

Пережить тяжелое время помогла любовь жены и семья. Профессию менять не хочу, но летать больше не буду. А вы знаете, почему у нас такое отношение к журналистам? Вот пример: опубликовали якобы мой снимок из больницы с перевязанной головой. Он и в интернет попал. Но это не я, а пациент из соседней палаты. Разве так можно?»

Не трогайте Сизова. Бог подарил ему вторую жизнь. И прожить ее нужно за себя и за тех ребят из «Локомотива».

Материал подготовил Степан Строев

Фото EASTNEWS/AFP

 

 

Просмотров: 1240
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Минобрнауки превращается в силовую структуру? Далее в рубрике Минобрнауки превращается в силовую структуру?


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.