Власти Москвы 10 августа дали официальный старт аренде автомобилей (каршерингу) в столице, рассчитывая, что введение новой услуги позволит разгрузить парковки и дороги в центре города. Мэр Сергей Собянин заявил, что Москва поддержит каршеринг введением льгот для компаний, предоставляющих подобные услуги.
Взгляд специалиста Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр ШКУМАТОВ убежден, что в двадцатимиллионной Москве можно продать любую услугу. Эксперт отмечает, что все водители по-разному эксплуатируют свои авто: одни ездят только по выходным, другие буквально «не вылезают из-за баранки», третьи используют личную машину от 10 минут до одного часа в день. Среднее же время эксплуатации авто жителями Москвы в день примерно 1 час. Если сравнить себестоимость использования личного и каршерингового авто, то получится, что эксплуатация своего автомобиля обойдется москвичам в среднем в 10 тыс. руб. в месяц, а каршерингового - в 15 тыс. рублей. Также в случае пользования собственной машиной вам не нужно будет идти за ней далеко, а для того чтобы арендовать авто, возможно, придется проехать на метро или другом виде транспорта до места его стоянки. Этот фактор является самым слабым звеном национального каршеринга. Не стоит забывать и о конкуренции со стороны таксомоторных компаний, считает Петр Шкуматов. На сегодня парк столичного такси насчитывает около 50 тыс. автомобилей, поэтому у такси есть все шансы «убить» каршеринг и качеством, и большим удобством предоставления своей услуги. Даже несмотря на то что услуга Яндекс.Такси стоит 15 руб./мин., а услуга каршеринга - только 9 руб./мин., незначительная сумма переплаты в такси вряд ли заставит москвичей пожертвовать личным комфортом. Однако несмотря на очевидные недостатки, по мнению координатора «Синих ведерок», есть у каршеринга и свои плюсы. Краткосрочный автопрокат может стать палочкой-выруча- лочкой для людей, не имеющих возможности приобрести собственное авто, ведь для покупки даже самой бюджетной модели корейского автопрома нужно одномоментно потратить порядка 600 тыс. рублей, а для аренды каршерингового авто не надо иметь первоначального капитала. |
Пилотный проект каршеринга стартовал в Москве в 2013 году. Услугами сервиса компании Anytime постоянно пользуются всего 7,5 тыс. москвичей в возрасте от 25 до 35 лет. Парк компании насчитывает сотню автомобилей марок: Hyundai Solaris, Chevrolet Cruze, VW Polo, BMW 116i, есть в нем и менее бюджетные модели авто брендов BMW и Mercedes Benz. Для получения услуги необходимо установить на смартфон специальное приложение, с помощью которого на карте города можно увидеть все доступные для аренды машины и выбрать понравившуюся. Стоит отметить, что после регистрации в приложении iOS или Android и проверки данных (паспорта и водительских прав, полученных не менее года назад) желающему получить услугу впервые придется подписать договор. Для этого нужно подъехать в офис компании или назначить встречу с менеджером. После принятия sms, активирующего аккаунт, вы сможете наконец смело сесть за руль арендованного авто. Тарифы при парковке варьируются от 1,5 руб. в минуту, а при движении - до 6-10 руб. в минуту.
Еще одна компания - «Делимобиль» - анонсирует выход в августе на улицы столицы еще ста автомобилей модели Hyundai Solaris, а к концу года обещает довести их число до 500 по тарифу 8,9 руб. за минуту аренды. Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо пройти регистрацию на официальном сайте сервиса, присоединиться к единому договору, скачать мобильное приложение и, забронировав свободный автомобиль, в течение 20 минут (если вы не хотите доплачивать 1,5 руб. в минуту за ожидание) добраться к месту дислокации выбранного авто. Также предоставляющая услугу компания рекомендует после открытия автомобиля с помощью мобильного приложения перед началом движения оценить состояние кузова и салона арендуемой машины и в случае наличия видимых повреждений и неисправностей сообщить арендодателю об имеющихся проблемах. Оплата сервиса и пополнения счета производятся банковской картой.
Доступен ли сервис?
Для чего козе баян? Именно этот вопрос приходит на ум после близкого знакомства с особенностями национального каршеринга, пользование услугами которого москвичам добровольно-принудительно навязывают Дептранс и правительство Москвы, мотивируя это тем, что каршеринг поможет избежать транспортно-парковочного коллапса в столице. Ведь если машин в центре в разы больше, чем он в состоянии «переварить», то зачем увеличивать потенциальный трафик сегодня на 500, а впоследствии и в разы большее число авто в самой проблемной части Первопрестольной? Тем не менее Дептранс уже заявил, что если проект будет успешен, то аренда машин станет круглосуточной и доступной на всей территории города. Правда, «доступность» сервиса краткосрочной автоаренды вызывает большие сомнения. Далеко не каждый среднестатистический житель столицы готов рискнуть 15 тыс. руб., а при неблагоприятном раскладе и большей суммой, для того чтобы прокатиться с ветерком по центру Москвы. Однако власти города попросту не оставляют москвичам иного выбора, проводя политику самого настоящего террора по отношению к столичным автомобилистам, например, закрывая якобы в угоду пешеходам автомобильное движение на старейших улицах Москвы и запирая таким образом их жителей в транспортную ловушку, которая, по сути, делает совершенно бесполезным владение личным автомобилем.
Есть ли шансы выжить?
Учитывая настойчивую велосипедизацию столицы, 9 месяцев в году совершенно непригодной для использования данного вида транспорта, введение «прогрессивной парковки», расширение зоны платной парковки «по желаниям трудящихся» уже и в ближнее Подмосковье, ждать от властей Москвы подарка без подвоха автомобилистам совершенно бессмысленно. Не стал им пока, увы, и новый проект краткосрочной аренды авто, в настоящий момент не выдерживающий никакой конкуренции ни с такси, ни с личным автомобилем.
Юлия Каблинова
Фото FOTODOM.RU
Что должен знать потребитель
1. Согласно договору аренды, клиент не имеет права отгонять авто за пределы более 5 км от МКАД.
2. В случае ДТП наряду с информированием компании, предоставившей услугу аренды авто, он обязан самостоятельно сообщить в органы ГИБДД о возникшей аварии и получить все необходимые документы о ее оформлении.
3. В случае эвакуации взятого напрокат автомобиля арендатору авто самолично нужно получить разрешение на возврат машины и оплатить все издержки по эвакуации и содержанию машины на спецстоянке либо заплатить штраф 10 тыс. рублей, который налагает на горе-клиента каршеринговая компания, чьи действия или бездействие стали причиной инцидента.