Общественные и социальные новости
6734 | 0

«Рабочий и колхозница» - эротика по-советски

«Рабочий и колхозница» - эротика по-советски
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ровно 125 лет назад, 1 июля 1889 года, родилась Вера Мухина, чья скульптурная группа «Рабочий и колхозница» стала визиткой не только ВДНХ, но и всей Москвы. При этом немногие знают, что это лишь дубликат: оригинал был утрачен после Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Интересно, что «Рабочий и колхозница» никогда не предназначались для установки на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), как тогда называлась ВДНХ. Ее создавали специально для демонстрации в Париже на Экспо-1937.

ТЕЛО - В ДЕЛО!

В тендере участвовали четыре скульптора: Андреев, Мухина, Манизер и Шадр. Как ни странно, выбрали женский вариант, хотя выглядел он довольно смело и эротично. Полуобнаженные тела рабочего и колхозницы лишь слегка прикрывал развевающийся по ветру палантин. Разумеется, советский человек не мог показаться за границей в таком виде, и скульптуру «одели». Мужчине достался рабочий комбинезон, а женщине - сарафан с открытыми плечами. В остальном первоначальный замысел автора остался без изменений.

Натурщиками Мухиной стали Игорь Басенко, бывший артист балета (с него Мухина лепила тело), и рабочий-метростроевец, борец Сергей Каснер, который «поделился» головой. Каснера заприметили во время физкультурного парада на Красной площади, где тот с однофамилицей скульптора - откатчицей Зоей Мухиной - символизировал как раз союз рабочего и колхозницы с серпом и молотом в вытянутых руках.

А ГДЕ ЖЕ ТРОЦКИЙ?

Во время производства монумента не обошлось без казусов. Директору завода не понравился развевающийся по ветру шарф-палантин. По его мнению, этот элемент делал всю скульптурную группу неустойчивой к сильным порывам ветра. Поэтому он предложил вообще от него отказаться. Но Вера Игнатьевна настояла на своем. Тогда мстительный директор написал жалобу, в которой утверждал: в складках шарфа, дескать, угадывается профиль Троцкого! К счастью для Мухиной, проверяющие чиновники профиль Троцкого обнаружить не смогли, как ни старались.

ХОРОШ НЕМЕЦ, НО НЕ ОРЕЛ

Во Франции напротив павильона СССР расположился павильон фашистской Германии. Немцам очень хотелось, чтобы именно их здание было выше и грандиознее советского. Сначала так и вышло. До монтажа «Рабочего и колхозницы» немецкий павильон был посолиднее, его вершину украшал орел со свастикой.

Каково же было удивление немцев, когда они увидели начало монтажа монументальной статуи высотой более 20 м. Пришлось им разбирать часть своего павильона и надстраивать несколько этажей. Но это их не спасло. Золотая медаль выставки была присуждена «Рабочему и колхознице».

ГОЛОВЫ НЕ ТЕРЯЛИ

За время выставки скульптура так приглянулась парижанам, что власти города долго уговаривали советскую делегацию ее продать. Наши отказались. Монумент разрезали на части и морем отправили в Ленинград, а затем в Москву. В пути фрагменты скульптуры довольно сильно деформировались. В целости до дома добралась лишь голова и рука рабочего. Пришлось отливать заново.

После этого монумент установили перед Северным входом ВСХВ. Правда, строители сэкономили на фундаменте, разместив огромные фигуры на постаменте в три раза ниже парижского. До конца жизни Вера Игнатьевна называла его пеньком и пыталась убедить власти водрузить статую на новый 34-метровый пьедестал. Это долгожданное событие произошло только в 2009 году, через много лет после смерти скульптора.

НЕСКОЛЬКО МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ВЕРЫ МУХИНОЙ

Знаменитый советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий просто обязана была иметь безупречное происхождение. Но... Вера появилась на свет в семье богатого рижского купца. Когда девочке не было и двух лет, от туберкулеза умерла ее мать. Залечивать душевные раны семья отправилась в Крым. Там подросшая Вера подолгу просиживала в местной художественной галерее, старательно копируя Айвазовского. Отец сначала негативно отнесся к увлечению младшей дочери, но потом присмотрелся к ее работам и больше не мешал. Вскоре, в 1904 году, умер и он. Убитых горем сестер Мухиных взяли на воспитание братья отца.

На Рождество, отдыхая у родственников в Смоленской губернии, Вера вместе со сверстниками каталась на санях с горы и врезалась в дерево. Как потом вспоминала Вера Игнатьевна, она даже не потеряла сознания, только со страхом ощутила на окровавленном лице смятый, практически оторванный нос. Родные были в шоке. Девочке долго не давали зеркало, опасаясь за ее рассудок. Но она втихомолку сняла повязку и разглядела свою новую внешность. Нет, она не впала в депрессию, а решила посвятить жизнь искусству. Родные не возражали против ее отъезда в Париж. Учителем Веры стал скульптор Бурдель, ученик самого Родена. Во Франции ей сделали одну из первых тогда пластических операций, вернув привлекательный облик.

В Россию Вера вернулась в 1914 году, служила в военном госпитале. А в 1917-м встретила своего будущего мужа - хирурга Алексея Замкова, создателя нового лекарства под названием «Гравидан». В пациентах числились Горький, Молотов, Калинин, Каганович. Тем не менее на доктора пришла анонимка, в которой он обвинялся в шарлатанстве. Семья врача попыталась выехать за рубеж, но в Харькове ее сняли с поезда. Веру с сыном отпустили, а хирургу вменили «передачу иностранцам секрета его изобретения». Впрочем, он отделался легким испугом - конфискацией имущества и ссылкой в Воронеж. А когда за опальную семью вступились Горький, Куйбышев и даже Клара Цеткин, то ссыльных не только вернули в столицу, но и дали новую квартиру, а для Алексея Замкова организовали НИИ урогравиданотерапии. С тех пор семья Мухиной - Замкова больше не подвергалась репрессиям.

Дмитрий Соколов

Фото РИА «НОВОСТИ»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.