Технологии
3987 | 0

У US - GPS, а у нас - ГЛОНАСС

У US - GPS, а у нас - ГЛОНАСС
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В сентябре 1993 года российская Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) была официально принята в эксплуатацию.

КОМУ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Наивно думать, что эта система позиционирования была придумана для городских маршруток или для того, чтобы никто из нас не заблудился в лесу, когда мы ходим туда за грибами. Все это было создано в интересах нашей армии.

История создания ГЛОНАСС уходит своими корнями еще в советское прошлое. Именно тогда, в 1970-е, в разгар холодной войны, Советский Союз приступил к разработкам системы глобального позиционирования.

ГЛОНАСС создавалась прежде всего для использования в оборонных целях, поэтому и запущена была одновременно с нарастающей угрозой ракетного нападения на нашу страну.

ГЛОНАСС - это наш ответ аналогичной американской системе GPS. Не подсуетись вовремя советское военное руководство, наша армия до сих пор пользовались бы только рациями и полевыми телефонами, как во времена Великой Отечественной. И, если смотреть на сегодняшние реалии, высокоточные удары наших «Калибров» по скоплению группировок запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в Сирии были бы невозможны.

Но и в нашу мирную жизнь ГЛОНАСС вошла давно и надолго. А началось все с того, что в январе 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащен системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент оборудование ГЛОНАСС было установлено на 250 сочинских автобусах.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Теоретически все очень просто. По расчетам российских ученых, достаточно иметь 24 спутника, которые вращаются вокруг Земли в трех плоскостях. Самый первый вариант принятой в эксплуатацию ГЛОНАСС 1993 года насчитывал всего 12 спутников. Сейчас их 24, что позволяет мониторить всю поверхность нашей планеты.

А чисто технически это выглядит так. ГЛОНАСС состоит из трех элементов - это спутники, расположенные на околоземной орбите, управляющие станции и наземные антенны, а также устройства для пользователей со встроенными приемниками ГЛОНАСС-сигналов. Спутники поддерживают связь между собой и с наземной станцией, определяя свои координаты в пространстве и времени, что позволяет каждому наземному пользователю (автомобилю, ракете «Калибр») на основании этих данных определять свое местоположение по трем координатам - долготе, широте и высоте над уровнем моря.

ПОЧЕМУ ИНОГДА НЕ РАБОТАЕТ?

Да и на Солнце бывают пятна. Как бы хороша ни была система ГЛОНАСС, даже здесь немало проблем. Дело в том, что у российских спутников довольно невысокий срок обслуживания по сравнению с западными - всего 5-7 лет. Износ используемых космических аппаратов и является сегодня одной из наиболее ощутимых проблем, стоящих перед ГЛОНАСС. А от этого зависит обеспечение национальной безопасности.

Но почему так? А потому, что многие комплектующие поставляются нам из-за границы, российских аналогов пока нет. Это называется просто - проблема импортозамещения. А Соединенные Штаты и Западная Европа не торопятся нам помогать в связи с известной всем существующей обстановкой.

И это не единственная причина катастрофического дефицита спутников ГЛОНАСС на орбите. Сколько их утопили в океанских водах при неудачных запусках - пальцев посчитать не хватит! А что произойдет, если спутники начнут выходить из строя по причине своего устаревания? Директор Института космической политики Иван Моисеев в одном из своих интервью однозначно сказал, что в первую очередь пострадают структуры Министерства обороны РФ, являющиеся основными пользователями спутников.

Вывод, который давно пора сделать нашему Роскосмосу, прост и известен каждому: если хочешь, чтобы что-то было хорошо, сделай это сам. Где вы, роскосмовские эффективные менеджеры?

Валерий Мальчев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.