Технологии
4660 | 0

Лайнеры 737 MAX могут сами срываться в пике

Высокие технологии начали давать сбой в конкурентной борьбе ведущих производителей авиалайнеров.

Лайнеры 737 MAX могут сами срываться в пике
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Компании слишком торопятся вывести свои машины на рынок, при этом жестко экономя на их производстве, чтобы обойти конкурентов. Так произошло и с американской корпорацией Boeing, которая, чтобы опередить Airbus, объявила о намерении модернизировать в целях большей экономии топлива свой самолет Boeing 737 MAX. В результате корпорация, фактически создавшая новый самолет, сумела убедить контрольные органы и авиакомпании, что он будет таким же безопасным и не потребует затратного переобучения пилотов.

Предполагается, что именно эта спешка в погоне за прибылями привела к чудовищной катастрофе новенького боинга индонезийской компании Lion Air, на борту которого находились 189 пассажиров.

«Нью-Йорк таймс» стало известно об острых спорах в авиационных кругах США относительно упорных заверений Boeing, что пилотам не нужно проходить курс обучения управлению новой машиной, обращению с новой компьютерной программой, знакомиться с измененной системой контроля над полетом.

По мнению специалистов, экипаж индонезийского самолета не обладал необходимым пониманием, как выходить из сложных ситуаций на модернизированном боинге, их этому никто не научил. В результате система контроля над полетом, получив неверные данные от сенсора, «скорректировала» полет и обрушила авиалайнер в море.

«Нью-Йорк таймс» пишет, что эта история показывает, каким образом безопасность полета на современных авиалайнерах страдает от ряда факторов, включающих торопливость с выводом в полет новой модели и недостаточную подготовку пилотов.

Расследование этой катастрофы продолжается в США и Индонезии. Американские пилоты возмущаются позицией корпорации Boeing, которая старалась исключить необходимость переобучения пилотов, вместо того чтобы часами отрабатывать на тренажерах управление новой моделью. На ней были установлены более мощные, чем на старом самолете, моторы, это повлекло за собой перемену в их расположении на крыльях и, в свою очередь, оказало дестабилизирующее воздействие на авиалайнер, особенно при малых скоростях, крутых разворотах и сильном крене.

Рик Людтке, аналитик работы авиаэкипажей, указывает, что на перечисленных моделях лайнеров установлена автоматизированная система, позволяющая избежать опасного задирания носа самолета во время полета. Однако при возникновении нештатной ситуации система может сильно опустить нос, и у пилотов уже не будет возможности выровнять машину. Резкое опускание носа может привести к пике.

Индонезийские пилоты просто не знали, как совладать с самолетом, вышедшим из-под их контроля. На новом самолете не отключался электронный контроль стабилизации, пилоты не могли полностью перейти на ручное управление. Они боролись за жизнь самолета, не имея понятия, как работает его программа.

Николай Иванов.

Фото: REX/FOTODOM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.