Сегодня 12 декабря 2018 г., среда, 16:27USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Ну, астероид, берегись!

20 января 2016

Отдел по координации планетарной обороны - так называется подразделение, созданное в американском Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Впрочем, многие предпочитают называть новую структуру иначе - «отдел по подготовке к Армагеддону», имея в виду фильм, персонажи которого спасают планету от гигантского астероида. Отдел создан в рамках программы по обнаружению и слежению за астероидами и прочими небесными телами, потенциально опасными для Земли. Финансирование этой программы началось в 1998 г. Как раз тогда на экраны вышла картина, в которой главный герой в исполнении Брюса Уиллиса, жертвуя собой, взрывает атомную бомбу, уничтожает астероид и спасает человечество от верной гибели. Вот она - великая сила кино!

Сотрудники НАСА утверждают, что на сегодняшний день астероидов, представляющих серьезную опасность для человечества, не обнаружено, однако такие эпизоды, как падение крупного метеорита в Челябинске в феврале 2013 года, не позволяют недооценивать потенциальную опасность.

Новый отдел космического ведомства будет заниматься отслеживанием и изучением потенциально опасных небесных тел, в координации с правительством США участвовать в разработке плана действий на тот случай, если какая-то угроза действительно будет обнаружена. Приоритетом объявлен поиск астероидов и комет диаметром 140 метров (чуть больше футбольного поля). Исследования показывают, что на сегодняшний день найдено около четверти этих небесных тел. Объекты меньших размеров опасности для Земли не представляют, они сгорают в ее атмосфере. Как именно собираются американские специалисты бороться с подобными угрозами, в НАСА пока не разглашают. По сообщениям западных СМИ, для защиты от астероидов не исключается использование направленных ядерных взрывов.

Информагентство ТАСС сообщило, что российские ученые намерены сотрудничать со специалистами нового отдела НАСА. Агентство ссылается на члена-корреспондента Российской академии наук, директора Института астрономии РАН Бориса Шустова. «Мы планируем взаимодействовать в дальнейшем со специалистами американского подразделения по различным вопросам», - заявил российский ученый. Борис Шустов добавил, что общая координация исследований по этой тематике проводится в России на уровне экспертной рабочей группы по космическим угрозам при Совете РАН по космосу. «Группа предложила проект программы создания отечественной системы противодействия космическим угрозам. Главный организационный момент - создание такой структуры по аналогии с США и ЕС в рамках Роскосмоса и/или МЧС. Проект получил одобрение в ведомствах, но дальнейшего продвижения пока нет», - отметил г-н Шустов.

Не исключено, что сдвинуть дело с мертвой точки поможет предложение, поступившее от Евросоюза. Речь идет о создании ядерного оружия против астероидов. Если согласие будет дано, разрабатывать технологию защиты от опасных небесных тел предстоит специалистам Центрального НИИ машиностроения (ЦНИИмаш). Эксперты утверждают, что создать эффективную систему защиты от астероидов можно за 5-7 лет. Понятно, что она будет стоить огромных денег, поэтому задачу можно решить лишь совместными усилиями разных стран.

Игорь Минаев