Сегодня 16 декабря 2018 г., воскресенье, 19:31USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости науки и техники

Мне бы в небо!

13 октября 2015
hits 2487

Корреспондент «МН» Елена Хакимова поняла, что такое летать как птица, а заодно выяснила, почему летчик, способный управлять безмоторным летательным аппаратом, во сто раз круче пилота, не обучавшегося мастерству планериста.

КАК Я БЫЛА ПТИЦЕЙ

Как говорят профессионалы, я полечу на планере «мешком»: пользы от меня никакой, разве что придам летательному аппарату больший вес. Я не курсант, не летчик, отправляюсь всего лишь в ознакомительный полет, так что звание «мешка» меня нисколько не смущает.

У чешского «Бланика» нет двигателя, и чтобы начать полет, его надо забросить в небо. Можно, к примеру, столкнуть с высокой горы или с чьей-либо помощью поднять вверх. Высоких гор в Подмосковье нет, и меня вместе с летчиком-инструктором, планеристом Дмитрием Кизиловым, отправляет в небо буксировщик «Вильга», с которым наш аппарат соединен 50-метровым тросом. Минут десять аэропоезд взмывает почти на тысячу метров, и только тогда сидящий в кабине позади меня Дмитрий, получив команду крыльями от пилота буксировщика, «отстегивается» от него. «Вильга» с хвостом-тросом спускается на землю за следующим планером, а мы начинаем птицей парить в восходящих потоках - на скорости 120 километров в час бесшумно проносимся над Истринским водохранилищем, дачей Аллы Пугачевой, лесополосами и элитными коттеджами, оккупировавшими пространство вокруг самого известного подмосковного водоема. Высота 900 метров - достаточно небольшая для того, чтобы можно было рассматривать землю, и вполне приличная для того, чтобы ощутить полный кайф от вида уходящих вдаль бескрайних полей и небесных просторов, отлично просматривающихся через плексигласовую кабину. В голове все время вертится только одна мысль: «Как же это кру-у-то!»

Волшебным видом сверху можно наслаждаться бесконечно, но любая сказка рано или поздно заканчивается. Мы делаем завершающий круг над водохранилищем, стравливаем высоту, заходим на посадку и мягко приземляемся туда, откуда и стартовали, - на аэродром Шевлино. Именно здесь с 2008 года существует аэроклуб, которым руководит президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.

Покорять пятый океан можно на самолетах, вертолетах, дельтапланах и автожирах... Но мало кто, совершив однажды полет на планере, остается равнодушным к технике, состоящей из фюзеляжа, ручки управления, двух педалей, но не имеющей двигателя, а значит, и топливной системы. И при этом аппарат умудряется летать на большие расстояния. Мировой рекорд, на минуточку, - три тысячи километ­ров! Но если без фанатизма, то можно вспомнить, что в советские времена планер долетел от Москвы до Азовского моря, преодолев 920 км.

- Шарлатанство какое-то, да? Нет! - рассказывая все это о планере, улыбается Дмитрий Осминский - выпускник МАИ, кандидат в мастера спорта по авиамодельному спорту, бывший  сотрудник ОКБ им. В.М. Мясищева. В начале 90-х он ушел в дизайнеры, а потом его пригласили восстанавливать и реконструировать самолеты для авиамузея в Монине. Сегодня Дмитрий Александрович - главный инженер планерного клуба и поддерживает авиационную технику в летном состоянии.

Высший пилотаж на планере - штопор

ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ - НЕ ПРОБЛЕМА?

В отличие от самолета, который летает благодаря двигателю, планер летит благодаря воле пилота и законам аэродинамики. Для пилота самолета отказ двигателя и посадка без него - это экстремальная ситуация. А летчик с навыками пилотирования планера при отказе двигателя интуитивно выполнит действия, которые приведут к безаварийной посадке.

Осминский уверяет, что летчики, управляющие пассажирскими лайнерами и обладающие навыками планеризма, могут аккуратно сесть на землю, а не расшибиться об нее вместе с кучей пассажиров. Помните, в 2009 году после отказа обоих двигателей американский пилот посадил пассажирский Airbus на воду реки Гудзон? Так вот, оказывается, ставший легендой пилот Чесли Салленбергер имел корочку пилота-планериста и свидетельство инструктора и до сих пор продолжает летать на планере в свободное время.

Еще был случай, когда во время трансатлантического перелета из США в Европу у пассажирского лайнера кончилось топливо, но члены экипажа (планеристы со стажем) умудрились посадить машину на остров в океане, планируя до него 300 км.

- После того случая обычные пилоты пытались повторить этот трюк на тренажере - ничего не вышло, - констатирует Дмитрий. - А все потому что, сидя за штурвалом современных самолетов, летчики выполняют функции операторов. У них утеряна мышечная память при управлении летательным аппаратом, и 95% их внимания находится внутри кабины, а только 5% за ней. У пилота-планериста эти проценты распределяются ровно наоборот. Кстати, в Америке первоначальное образование летчиков-истребителей обязательно связано с планером, а в Европе линейные пилоты кроме тренажеров должны уметь летать и на планерах.

Дмитрий Александрович делает большое дело: кроме того, что ремонтирует и возвращает к жизни летательные аппараты, он еще наставник молодых - помогает студентам технических и авиационных вузов (да и всем желающим) своими руками пощупать авиационное «железо». Ребята работают в ангаре рядом с Осминским, а клуб расплачивается с ними полетами на планерах.

Сергей Рябчинский и Дмитрий Осминский в ангаре рядом с «Блаником» Л-13

500 РОССИЙСКИХ ПЛАНЕРИСТОВ ПРОТИВ 32 ТЫСЯЧ НЕМЕЦКИХ

«Планерная магия» в свое время захватила души многих. И как знать, случились бы великие авиационные изобретения у Сергея Королева, Сергея Ильюшина, Олега Антонова, Александра Яковлева и других светил отечественного самолетостроения и космической техники, не будь они беззаветно преданы планеризму. Именно опыт, который они получили, занимаясь планеризмом и постройкой своих первых аппаратов, применялся изобретателями и конструкторами в большой авиации.

В 20-30-е годы прошлого века планеризм в России был невероятно популярен. Тысячи молодых людей покоряли пятый океан, обучаясь в аэроклубах.

- По статистике, 80% ребят, занимающихся в юношеской планерной школе, связывают свою жизнь с авиацией - становятся летчиками, пилотами, инженерами-конструкторами, - говорит президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. - В немалой степени благодаря планеризму авиационная индустрия в СССР развивалась гигантскими темпами и добилась невероятных успехов. И достигла бы еще больших, если бы в 90-е годы планеризм не загнали в угол, а все планеры из аэроклубов не продали за границу, оставив профессионалов не у дел. Но сегодня планерный спорт снова обретает силу. К примеру, четыре года назад в стране было всего 250 планеристов, а сейчас в два раза больше. Для сравнения: в Германии 32 тысячи планеристов. Десятки тысяч любителей планеризма во Франции, Италии, Польше, Венгрии...

- Почему в России их так мало, Сергей Васильевич?

- Потому что им негде летать. Нет аэродромов (в Подмосковье один частный аэродром в Шевлине и всего три аэроклуба). Не хватает буксировщиков для планеров. К примеру, мы давно просим у ДОСААФ отдать нам пару стареньких Як-55. Готовы своими силами их отремонтировать и задействовать как буксировщики при подготовке пилотов-планеристов, но все наши просьбы остаются без ответа. Другая проблема - нет людей. Советская школа с ее авиационной культурой ушла в прошлое, потому что авиацию душили на протяжении 20 лет, и в результате у нас не осталось ни молодежи, которая хочет идти в авиацию, ни технической культуры, ни пилотов, ни самой техники.

Но с мертвой точки сдвинулись. Последние три года государство выделяет федерации по 10 млн рублей в год на закупку авиационной техники. Это копейки, но мы смогли приобрести достойные планеры, на которых наши ребята занимают пока не первые, но призовые места на чемпионатах мира. В этом году Дмитрий Тимошенко стал бронзовым призером на чемпионате Европы по планерному спорту в Италии, а экипаж Сергея Клюева и Алексея Шкредова неплохо выступал на чемпионате Европы в Венгрии. Ну а в части пилотажного планеризма наши пилоты Георгий Каминский и Володя Ильинский вообще одни из лучших. Сегодня идет активное развитие планерного спорта - работают центры в Орле, Новосибирске, Казани, Владикавказе, Воронеже и 26 аэроклубов с планерами открыты в 20 регионах страны.

Наша федерация приглашает всех желающих научиться летать на планере. Как знать, возможно, кто-то из тех, кто придет в свой региональный аэроклуб и влюбится в планеризм, станет новой гордостью этого вида спорта.

Фото AIRLINERS.NET и А. Маркина

  

Просмотров: 2487
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Россияне назвали виновного в обнищании населения
По мнению 55% россиян ответственность за ухудшение экономического положения в стране и снижение доходов населения лежит на президенте Владимире Путине. Такими данными поделился «Левада-Центр» по итогам социологического исследования.
13 декабря 2018
В НАТО ждут наступления ВСУ на Донбасс
Появились новые данные о сроках наступления армии Петра   Порошенко на Донбасс.
13 декабря 2018
Наступательная группировка ВСУ растянулась на 50 километров
Генерал Мойсюк доложил о готовности к наступлению.
14 декабря 2018
Резервистов ВСУ погнали на убой
ВСУ продолжают нагнетать напряженность на линии фронта.
12 декабря 2018
Полицейским и военным придётся платить алименты
Минюст подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, упраздняющих норму о том, что за неуплату алиментов к российским силовикам можно применять только дисциплинарное наказание.
13 декабря 2018
Учёные нашли способ избавления от большого живота
Международная группа исследователей нашли метод избавления от висцерального жира, окружающего внутренние органы брюшной полости.
12 декабря 2018
Загрузка...