Корреспондент «МН» Елена Хакимова поняла, что такое летать как птица, а заодно выяснила, почему летчик, способный управлять безмоторным летательным аппаратом, во сто раз круче пилота, не обучавшегося мастерству планериста.
КАК Я БЫЛА ПТИЦЕЙ
Как говорят профессионалы, я полечу на планере «мешком»: пользы от меня никакой, разве что придам летательному аппарату больший вес. Я не курсант, не летчик, отправляюсь всего лишь в ознакомительный полет, так что звание «мешка» меня нисколько не смущает.
У чешского «Бланика» нет двигателя, и чтобы начать полет, его надо забросить в небо. Можно, к примеру, столкнуть с высокой горы или с чьей-либо помощью поднять вверх. Высоких гор в Подмосковье нет, и меня вместе с летчиком-инструктором, планеристом Дмитрием Кизиловым, отправляет в небо буксировщик «Вильга», с которым наш аппарат соединен 50-метровым тросом. Минут десять аэропоезд взмывает почти на тысячу метров, и только тогда сидящий в кабине позади меня Дмитрий, получив команду крыльями от пилота буксировщика, «отстегивается» от него. «Вильга» с хвостом-тросом спускается на землю за следующим планером, а мы начинаем птицей парить в восходящих потоках - на скорости 120 километров в час бесшумно проносимся над Истринским водохранилищем, дачей Аллы Пугачевой, лесополосами и элитными коттеджами, оккупировавшими пространство вокруг самого известного подмосковного водоема. Высота 900 метров - достаточно небольшая для того, чтобы можно было рассматривать землю, и вполне приличная для того, чтобы ощутить полный кайф от вида уходящих вдаль бескрайних полей и небесных просторов, отлично просматривающихся через плексигласовую кабину. В голове все время вертится только одна мысль: «Как же это кру-у-то!»
Волшебным видом сверху можно наслаждаться бесконечно, но любая сказка рано или поздно заканчивается. Мы делаем завершающий круг над водохранилищем, стравливаем высоту, заходим на посадку и мягко приземляемся туда, откуда и стартовали, - на аэродром Шевлино. Именно здесь с 2008 года существует аэроклуб, которым руководит президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.
Покорять пятый океан можно на самолетах, вертолетах, дельтапланах и автожирах... Но мало кто, совершив однажды полет на планере, остается равнодушным к технике, состоящей из фюзеляжа, ручки управления, двух педалей, но не имеющей двигателя, а значит, и топливной системы. И при этом аппарат умудряется летать на большие расстояния. Мировой рекорд, на минуточку, - три тысячи километров! Но если без фанатизма, то можно вспомнить, что в советские времена планер долетел от Москвы до Азовского моря, преодолев 920 км.
- Шарлатанство какое-то, да? Нет! - рассказывая все это о планере, улыбается Дмитрий Осминский - выпускник МАИ, кандидат в мастера спорта по авиамодельному спорту, бывший сотрудник ОКБ им. В.М. Мясищева. В начале 90-х он ушел в дизайнеры, а потом его пригласили восстанавливать и реконструировать самолеты для авиамузея в Монине. Сегодня Дмитрий Александрович - главный инженер планерного клуба и поддерживает авиационную технику в летном состоянии.
ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ - НЕ ПРОБЛЕМА?
В отличие от самолета, который летает благодаря двигателю, планер летит благодаря воле пилота и законам аэродинамики. Для пилота самолета отказ двигателя и посадка без него - это экстремальная ситуация. А летчик с навыками пилотирования планера при отказе двигателя интуитивно выполнит действия, которые приведут к безаварийной посадке.
Осминский уверяет, что летчики, управляющие пассажирскими лайнерами и обладающие навыками планеризма, могут аккуратно сесть на землю, а не расшибиться об нее вместе с кучей пассажиров. Помните, в 2009 году после отказа обоих двигателей американский пилот посадил пассажирский Airbus на воду реки Гудзон? Так вот, оказывается, ставший легендой пилот Чесли Салленбергер имел корочку пилота-планериста и свидетельство инструктора и до сих пор продолжает летать на планере в свободное время.
Еще был случай, когда во время трансатлантического перелета из США в Европу у пассажирского лайнера кончилось топливо, но члены экипажа (планеристы со стажем) умудрились посадить машину на остров в океане, планируя до него 300 км.
- После того случая обычные пилоты пытались повторить этот трюк на тренажере - ничего не вышло, - констатирует Дмитрий. - А все потому что, сидя за штурвалом современных самолетов, летчики выполняют функции операторов. У них утеряна мышечная память при управлении летательным аппаратом, и 95% их внимания находится внутри кабины, а только 5% за ней. У пилота-планериста эти проценты распределяются ровно наоборот. Кстати, в Америке первоначальное образование летчиков-истребителей обязательно связано с планером, а в Европе линейные пилоты кроме тренажеров должны уметь летать и на планерах.
Дмитрий Александрович делает большое дело: кроме того, что ремонтирует и возвращает к жизни летательные аппараты, он еще наставник молодых - помогает студентам технических и авиационных вузов (да и всем желающим) своими руками пощупать авиационное «железо». Ребята работают в ангаре рядом с Осминским, а клуб расплачивается с ними полетами на планерах.
500 РОССИЙСКИХ ПЛАНЕРИСТОВ ПРОТИВ 32 ТЫСЯЧ НЕМЕЦКИХ
«Планерная магия» в свое время захватила души многих. И как знать, случились бы великие авиационные изобретения у Сергея Королева, Сергея Ильюшина, Олега Антонова, Александра Яковлева и других светил отечественного самолетостроения и космической техники, не будь они беззаветно преданы планеризму. Именно опыт, который они получили, занимаясь планеризмом и постройкой своих первых аппаратов, применялся изобретателями и конструкторами в большой авиации.
В 20-30-е годы прошлого века планеризм в России был невероятно популярен. Тысячи молодых людей покоряли пятый океан, обучаясь в аэроклубах.
- По статистике, 80% ребят, занимающихся в юношеской планерной школе, связывают свою жизнь с авиацией - становятся летчиками, пилотами, инженерами-конструкторами, - говорит президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. - В немалой степени благодаря планеризму авиационная индустрия в СССР развивалась гигантскими темпами и добилась невероятных успехов. И достигла бы еще больших, если бы в 90-е годы планеризм не загнали в угол, а все планеры из аэроклубов не продали за границу, оставив профессионалов не у дел. Но сегодня планерный спорт снова обретает силу. К примеру, четыре года назад в стране было всего 250 планеристов, а сейчас в два раза больше. Для сравнения: в Германии 32 тысячи планеристов. Десятки тысяч любителей планеризма во Франции, Италии, Польше, Венгрии...
- Почему в России их так мало, Сергей Васильевич?
- Потому что им негде летать. Нет аэродромов (в Подмосковье один частный аэродром в Шевлине и всего три аэроклуба). Не хватает буксировщиков для планеров. К примеру, мы давно просим у ДОСААФ отдать нам пару стареньких Як-55. Готовы своими силами их отремонтировать и задействовать как буксировщики при подготовке пилотов-планеристов, но все наши просьбы остаются без ответа. Другая проблема - нет людей. Советская школа с ее авиационной культурой ушла в прошлое, потому что авиацию душили на протяжении 20 лет, и в результате у нас не осталось ни молодежи, которая хочет идти в авиацию, ни технической культуры, ни пилотов, ни самой техники.
Но с мертвой точки сдвинулись. Последние три года государство выделяет федерации по 10 млн рублей в год на закупку авиационной техники. Это копейки, но мы смогли приобрести достойные планеры, на которых наши ребята занимают пока не первые, но призовые места на чемпионатах мира. В этом году Дмитрий Тимошенко стал бронзовым призером на чемпионате Европы по планерному спорту в Италии, а экипаж Сергея Клюева и Алексея Шкредова неплохо выступал на чемпионате Европы в Венгрии. Ну а в части пилотажного планеризма наши пилоты Георгий Каминский и Володя Ильинский вообще одни из лучших. Сегодня идет активное развитие планерного спорта - работают центры в Орле, Новосибирске, Казани, Владикавказе, Воронеже и 26 аэроклубов с планерами открыты в 20 регионах страны.
Наша федерация приглашает всех желающих научиться летать на планере. Как знать, возможно, кто-то из тех, кто придет в свой региональный аэроклуб и влюбится в планеризм, станет новой гордостью этого вида спорта.
Фото AIRLINERS.NET и А. Маркина