Новости науки и техники
3313 | 0

Летний самолётопад

К середине лета Военно-воздушные силы России потеряли семь самолетов, среди которых два стратегических ядерных бомбардировщика Ту-95МС. Эксперты задаются вопросами: что происходит с военной авиацией, почему на фоне, казалось бы, подъема в этой отрасли катастрофы случаются одна за другой? Между тем сами летчики предупреждали о грядущей опасности еще много лет назад.

Летний самолётопад
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Одиннадцать лет назад, летом 2004 года, в маленьком городке Бутурлиновке, расположенном в Воронежской области, состоялся большой для этих мест праздник. Расквартированный здесь 899-й гвардейский Оршанский штурмовой авиационный полк имени Ф.Э. Дзержинского отмечал свое 90-летие. По этому случаю военные, как могли, организовали небольшое авиашоу. Местные штурмовики Су-25, известные в армии как «грачи», сиротливо стояли на аэродроме. Только один боевой самолет техники подтянули на тягаче прямо на поле к зрителям и даже красиво разложили рядом ракеты, которыми «сушка» теоретически должна была уничтожать вероятного противника.

Мы, группа московских журналистов, явились в кабинет командира полка полковника Олега Маковецкого с множеством вопросов.

Разговор был нелицеприятный. О том, что эти самолеты в воздух поднимать просто нельзя - они такие старые, что еще немного, и машины начнут разваливаться прямо в небе. Их чуть-чуть подлатали недавно и слегка «накрутили» ресурс, поэтому теоретически «грачи» боеспособны.

 «Если максимум через два года ничего не изменится, здесь все можно просто закрывать! Распускать весь полк! Отправлять самолеты на свалку, а самим отправляться на гражданку!» - очень темпераментно объяснял ситуацию полковник Маковецкий. А потом говорил о том, что командование гадает, кого лучше назначить на дефицитные полеты - «старичков», чтобы они хоть как-то поддержали полученные еще в советское время летные навыки, или «молодняк».

Впрочем, опытных офицеров к тому времени уже почти не осталось - большинство из тех, кто умел летать, давно в запасе. Уже выросло поколение офицеров, не имеющих никакого летного опыта. Это поколение служит, получает звездочки на погоны и даже пытается обучать нынешних желторотых лейтенантов тому, чем сами, в сущности, не владеют.

Еще пять лет назад в военной авиации практически не осталось офицеров с высшей квалификацией «летчик-снайпер», очень немногие сдавали нормативы для того, чтобы получить 1 класс. Эксперты кричали в голос: очень скоро в ВВС останутся только летчики 3 класса, который раньше присваивался вчерашним выпускникам училищ. И этим «троечникам» будет уже не 20-25 лет, а сильно под 40, и они составят костяк авиации.

Из 1500 летчиков, выпущенных из училищ с 1995 по 2000 год, больше 400 ни разу не поднимались в небо.

ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ ТРАГЕДИЯ

В марте 2006 года бомбардировщик Су-24М рухнул во время учебного полета в 56 километрах от Воронежа. Самолет буквально развалился в воздухе. Пилоты приземлились в сугроб, их подобрали местные жители и на санях увезли к спасательному вертолету. ЧП произошло из-за того, что у самолета отказали основная и резервная гидросистемы. Еще через два года такой же «бомбер» потерпел крушение в 40 километрах от Воронежа - отказала система управления.

Тогда же в армии любили рассказывать анекдотичный, но совершенно реальный случай: после того как был расформирован полк на авиа­базе Шаталово, самолеты требовалось перегнать на авиабазу Воронеж. Проблема заключалась в том, что подняться в воздух могла только половина авиа­парка. Бомбардировщики Су-24 и перехватчики МиГ-25, значившиеся на балансе ВВС, беспомощно стояли на аэродроме, и никто не знал, что с ними делать. Выход нашелся очень простой: более-менее целые самолеты перегнали в Воронеж, сняли с них двигатели и транспортным бортом отправили обратно в Шаталово. Там их установили на оставшиеся машины, и они с грехом пополам долетели до нового места назначения. Затем с них тоже сняли двигатели и тем же транспортником опять перевезли на старый аэродром, где установили на следующую партию ни к чему не годных самолетов. И так несколько раз. Приказ по переброске авиатехники был выполнен.

В ноябре 2008 года начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании ВС РФ». Те из пилотов, кто получал разрешение командования дать скромный комментарий, бодро рапортовали об удивительных успехах проводимых министром Сердюковым реформ.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА?

С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу военная авиация, кажется, встрепенулась. Радостные вести поступают со всех сторон: вот армия получила новые учебно-тренировочные машины Як-130. Правда, разработка этого самолета началась 30 лет назад, и вряд ли ее можно назвать большим достижением науки и техники, но это лучше, чем престарелая «элочка». Летчики уже улыбаются, когда вспоминают, как всего несколько лет назад в армию подсунули десяток истребителей МиГ-29 - исключительно потому, что из-за заводского брака партию отказался покупать Алжир.

В конце мая первый замминистра обороны Аркадий Бахин рассказал прессе, что аварийность в военной авиации снизилась в 4,5 раза. Не прошло четырех недель, и началось...

«Техника сильно изношена. Новых самолетов мало, а большая их часть еще советского производства», - заявил журналистам заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Правда, перевернувшийся 4 июля при посадке Су-34 едва ли можно назвать старым самолетом. Еще несколько лет назад его демонстрировали на авиасалоне в Жуковском как самый современный российский многофункциональный авиакомплекс. И было-то их всего несколько опытных экземпляров. Значит, машине, у которой отказал тормозной парашют, несколько лет. И уже авария?

«Плюс к этому интенсивность подготовки личного состава в последнее время сильно возросла. Естественно, выросла и аварийность, иначе и быть не может», - считает Храмчихин. Эксперты говорят, что самая аварийная армия - американская. У них больше всего техники и чаще полеты, потому и бьются машины с завидной периодичностью.

Другие специалисты утверждают, что построить самолеты мало - нужна еще и качественная инфраструктура, без которой полеты превращаются в аттракцион для камикадзе. Еще при Сердюкове было введено правило: за состояние машин обязали отвечать производителей. Но как можно оперативно чинить самолеты, если завод находится на одном конце страны, а полк - на другом?

Проблема контрафактных запчастей по-прежнему не решена, но в погоне за количеством полетов на такие мелочи никто из военных чиновников не обращает внимания. Эта тема не обсуждается. В медийном пространстве ее как будто и нет. «Одна из июльских аварий произошла из-за некачественного топлива. Техническое обслуживание сейчас как-то отошло на второй план», - сказал нам анонимный источник.

Специалисты скудно комментируют сегодняшнюю ситуацию - похоже, никто толком не владеет всей информацией. Сами военные молчат, ограничиваясь сухими сообщениями о происходящих авариях и катастрофах. Кстати, директиву о запрете распространения информации никто еще не отменил. Что на самом деле происходит сейчас в военной авиации? Действительно ли участившиеся катастрофы - результат сложного переходного периода?

Наталья Пуртова

Фото PHOTOXPRESS

ХРОНИКА АВИАПРОИСШЕСТВИЙ

4 июня 2015 года около 14.00 в районе полигона Ашулук в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29. Оба пилота катапультировались и остались живы.

4 июня 2015 года около 16.30 в Воронежской области при посадке разбился из-за отказавшего тормозного парашюта новейший бомбардировщик Су-34. В этом инциденте также никто не погиб.

8 июня 2015 года около 17.00 на аэродроме Украинка в Амурской области при разгоне стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 выкатился за пределы взлетной полосы. Вследствие возгорания пять человек травмированы, два члена экипажа погибли.

3 июля 2015 года в 14.37 в районе авиабазы Кущевская Краснодарского края потерпел крушение истребитель МиГ-29. Пилот катапультировался, жертв происшествия нет.

6 июля 2015 года в 14.35 при взлете с аэродрома Хурба в Хабаровском крае разбился бомбардировщик Су-24М. При этом погибли два летчика.

14 июля 2015 года в 80 километрах от Хабаровска разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС. По предварительным данным, пилоты покинули борт до катастрофы, ведется их поиск.

19 июля 2015 года в Челябинске случилась  авария с военно-транспортным Ан-12. В воздухе у машины отказали два двигателя из четырех. Экипаж принял решение об экстренной посадке на аэродроме Баландино (Челябинск), однако не попал на взлетно-посадочную полосу, приземлился параллельно ей, сломал часть фюзеляжа. Пострадавших нет.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.