Сегодня 21 августа 2018 г., вторник, 07:54USD 67.18 0.305EUR 76.72 +0.5356
Новости науки и техники

Летний самолётопад

30 июля 2015
hits 2497

К середине лета Военно-воздушные силы России потеряли семь самолетов, среди которых два стратегических ядерных бомбардировщика Ту-95МС. Эксперты задаются вопросами: что происходит с военной авиацией, почему на фоне, казалось бы, подъема в этой отрасли катастрофы случаются одна за другой? Между тем сами летчики предупреждали о грядущей опасности еще много лет назад.

Одиннадцать лет назад, летом 2004 года, в маленьком городке Бутурлиновке, расположенном в Воронежской области, состоялся большой для этих мест праздник. Расквартированный здесь 899-й гвардейский Оршанский штурмовой авиационный полк имени Ф.Э. Дзержинского отмечал свое 90-летие. По этому случаю военные, как могли, организовали небольшое авиашоу. Местные штурмовики Су-25, известные в армии как «грачи», сиротливо стояли на аэродроме. Только один боевой самолет техники подтянули на тягаче прямо на поле к зрителям и даже красиво разложили рядом ракеты, которыми «сушка» теоретически должна была уничтожать вероятного противника.

Мы, группа московских журналистов, явились в кабинет командира полка полковника Олега Маковецкого с множеством вопросов.

Разговор был нелицеприятный. О том, что эти самолеты в воздух поднимать просто нельзя - они такие старые, что еще немного, и машины начнут разваливаться прямо в небе. Их чуть-чуть подлатали недавно и слегка «накрутили» ресурс, поэтому теоретически «грачи» боеспособны.

 «Если максимум через два года ничего не изменится, здесь все можно просто закрывать! Распускать весь полк! Отправлять самолеты на свалку, а самим отправляться на гражданку!» - очень темпераментно объяснял ситуацию полковник Маковецкий. А потом говорил о том, что командование гадает, кого лучше назначить на дефицитные полеты - «старичков», чтобы они хоть как-то поддержали полученные еще в советское время летные навыки, или «молодняк».

Впрочем, опытных офицеров к тому времени уже почти не осталось - большинство из тех, кто умел летать, давно в запасе. Уже выросло поколение офицеров, не имеющих никакого летного опыта. Это поколение служит, получает звездочки на погоны и даже пытается обучать нынешних желторотых лейтенантов тому, чем сами, в сущности, не владеют.

Еще пять лет назад в военной авиации практически не осталось офицеров с высшей квалификацией «летчик-снайпер», очень немногие сдавали нормативы для того, чтобы получить 1 класс. Эксперты кричали в голос: очень скоро в ВВС останутся только летчики 3 класса, который раньше присваивался вчерашним выпускникам училищ. И этим «троечникам» будет уже не 20-25 лет, а сильно под 40, и они составят костяк авиации.

Из 1500 летчиков, выпущенных из училищ с 1995 по 2000 год, больше 400 ни разу не поднимались в небо.

ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ ТРАГЕДИЯ

В марте 2006 года бомбардировщик Су-24М рухнул во время учебного полета в 56 километрах от Воронежа. Самолет буквально развалился в воздухе. Пилоты приземлились в сугроб, их подобрали местные жители и на санях увезли к спасательному вертолету. ЧП произошло из-за того, что у самолета отказали основная и резервная гидросистемы. Еще через два года такой же «бомбер» потерпел крушение в 40 километрах от Воронежа - отказала система управления.

Тогда же в армии любили рассказывать анекдотичный, но совершенно реальный случай: после того как был расформирован полк на авиа­базе Шаталово, самолеты требовалось перегнать на авиабазу Воронеж. Проблема заключалась в том, что подняться в воздух могла только половина авиа­парка. Бомбардировщики Су-24 и перехватчики МиГ-25, значившиеся на балансе ВВС, беспомощно стояли на аэродроме, и никто не знал, что с ними делать. Выход нашелся очень простой: более-менее целые самолеты перегнали в Воронеж, сняли с них двигатели и транспортным бортом отправили обратно в Шаталово. Там их установили на оставшиеся машины, и они с грехом пополам долетели до нового места назначения. Затем с них тоже сняли двигатели и тем же транспортником опять перевезли на старый аэродром, где установили на следующую партию ни к чему не годных самолетов. И так несколько раз. Приказ по переброске авиатехники был выполнен.

В ноябре 2008 года начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании ВС РФ». Те из пилотов, кто получал разрешение командования дать скромный комментарий, бодро рапортовали об удивительных успехах проводимых министром Сердюковым реформ.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА?

С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу военная авиация, кажется, встрепенулась. Радостные вести поступают со всех сторон: вот армия получила новые учебно-тренировочные машины Як-130. Правда, разработка этого самолета началась 30 лет назад, и вряд ли ее можно назвать большим достижением науки и техники, но это лучше, чем престарелая «элочка». Летчики уже улыбаются, когда вспоминают, как всего несколько лет назад в армию подсунули десяток истребителей МиГ-29 - исключительно потому, что из-за заводского брака партию отказался покупать Алжир.

В конце мая первый замминистра обороны Аркадий Бахин рассказал прессе, что аварийность в военной авиации снизилась в 4,5 раза. Не прошло четырех недель, и началось...

«Техника сильно изношена. Новых самолетов мало, а большая их часть еще советского производства», - заявил журналистам заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Правда, перевернувшийся 4 июля при посадке Су-34 едва ли можно назвать старым самолетом. Еще несколько лет назад его демонстрировали на авиасалоне в Жуковском как самый современный российский многофункциональный авиакомплекс. И было-то их всего несколько опытных экземпляров. Значит, машине, у которой отказал тормозной парашют, несколько лет. И уже авария?

«Плюс к этому интенсивность подготовки личного состава в последнее время сильно возросла. Естественно, выросла и аварийность, иначе и быть не может», - считает Храмчихин. Эксперты говорят, что самая аварийная армия - американская. У них больше всего техники и чаще полеты, потому и бьются машины с завидной периодичностью.

Другие специалисты утверждают, что построить самолеты мало - нужна еще и качественная инфраструктура, без которой полеты превращаются в аттракцион для камикадзе. Еще при Сердюкове было введено правило: за состояние машин обязали отвечать производителей. Но как можно оперативно чинить самолеты, если завод находится на одном конце страны, а полк - на другом?

Проблема контрафактных запчастей по-прежнему не решена, но в погоне за количеством полетов на такие мелочи никто из военных чиновников не обращает внимания. Эта тема не обсуждается. В медийном пространстве ее как будто и нет. «Одна из июльских аварий произошла из-за некачественного топлива. Техническое обслуживание сейчас как-то отошло на второй план», - сказал нам анонимный источник.

Специалисты скудно комментируют сегодняшнюю ситуацию - похоже, никто толком не владеет всей информацией. Сами военные молчат, ограничиваясь сухими сообщениями о происходящих авариях и катастрофах. Кстати, директиву о запрете распространения информации никто еще не отменил. Что на самом деле происходит сейчас в военной авиации? Действительно ли участившиеся катастрофы - результат сложного переходного периода?

Наталья Пуртова

Фото PHOTOXPRESS

ХРОНИКА АВИАПРОИСШЕСТВИЙ

4 июня 2015 года около 14.00 в районе полигона Ашулук в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29. Оба пилота катапультировались и остались живы.

4 июня 2015 года около 16.30 в Воронежской области при посадке разбился из-за отказавшего тормозного парашюта новейший бомбардировщик Су-34. В этом инциденте также никто не погиб.

8 июня 2015 года около 17.00 на аэродроме Украинка в Амурской области при разгоне стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 выкатился за пределы взлетной полосы. Вследствие возгорания пять человек травмированы, два члена экипажа погибли.

3 июля 2015 года в 14.37 в районе авиабазы Кущевская Краснодарского края потерпел крушение истребитель МиГ-29. Пилот катапультировался, жертв происшествия нет.

6 июля 2015 года в 14.35 при взлете с аэродрома Хурба в Хабаровском крае разбился бомбардировщик Су-24М. При этом погибли два летчика.

14 июля 2015 года в 80 километрах от Хабаровска разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС. По предварительным данным, пилоты покинули борт до катастрофы, ведется их поиск.

19 июля 2015 года в Челябинске случилась  авария с военно-транспортным Ан-12. В воздухе у машины отказали два двигателя из четырех. Экипаж принял решение об экстренной посадке на аэродроме Баландино (Челябинск), однако не попал на взлетно-посадочную полосу, приземлился параллельно ей, сломал часть фюзеляжа. Пострадавших нет.

 

 

Просмотров: 2497
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Названы наиболее популярные профессии среди пенсионеров
Россияне пенсионного возраста чаще всего ищут работу в базах вакансий на должности, где требуется высокая квалификацией, большой опыт работы.
16 августа 2018
Песков высказался о преследованиях за репосты
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался по поводу участившихся в последнее время преследований за публикации в социальных сетях. По мнению Пескова, в этом деле, как и во всех остальных, должен преобладать здравый смысл.
14 августа 2018
Пенсионерку из Тольятти обвинили в эксремизме
Сегодня СК предъявило пожилой жительнице Тольятти Любови Кузаевой обвинение по 10 эпизодам и 5 статьям Уголовного кодекса. Об этом рассказал прессе адвокат пенсионерки Тимур Мифтахутдинов.
16 августа 2018
Судьба тарифов ЖКХ решится в течение двух недель
Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что решение о возможном повышении в два этапа в течение следующего года тарифов на коммунальные услуги из-за увеличения НДС будет принято к началу сентября.
17 августа 2018
Россиянам сменят сим-карты на одобренные ФСБ
Россиян переведут на сим-карты, позволяющие идентифицировать абонента, используя шифрование, сертифицированное в ФСБ. Об этом «Коммерсанту» рассказали в Минкомсвязи.
17 августа 2018
Загрузка...