В минувшую субботу ракета Falcon 9 компании Маска SpaceX впервые в истории (со второй попытки) осуществила частный запуск человека в космос, отправив на борт МКС двух американских астронавтов. Их полет на станцию продолжался 19 часов.
МИЛЛИАРДЕРЫ РВУТСЯ В КОСМОС
В 2011 году челнок «Атлантис» совершил свой последний полет в космос, и с тех пор американцы летали на МКС на борту российского космического корабля «Союз», что всегда ущемляло самолюбие американцев, лишая страну статуса ведущей космической державы. Соперник Маска, компания «Боинг», попыталась опередить его, но «Старлайнер» при пробном запуске не смог достичь МКС в декабре прошлого года, очередной полет был отложен на лето.
Коммерческая программа освоения космоса с помощью частных компаний началась еще в годы правления Барака Обамы. Для бизнесменов она стала неиссякаемым источником государственных инвестиций. Обама рассматривал предпринимателей из сферы высоких технологий как базу своего влияния.
НАСА переключилось на сотрудничество с частными компаниями с уверенностью, что освоение космоса может сулить такие же прибыли, как интернет. Маску за десять лет правительство заплатило 3,1 млрд долларов, тогда как один из ведущих подрядчиков Пентагона «Боинг» получил 4,8 млрд. Желание осваивать космос возникло и у магнатов-миллиардеров Джеффа Безоса, основавшего в 2000 году свою ракетную компанию, и Ричарда Брэнсона, намеренного заняться комическим туризмом.
ТОННА ДЕНЕГ
Успешному запуску Маском пилотируемого корабля препятствовали проблемы с безопасностью и двигателями. Ракеты Маска взрывались на Земле и уже при выходе на орбиту, не срабатывали парашюты, которые должны были опускать капсулу с астронавтами на Землю.
В апреле прошлого года вместе с ракетой взорвалась и сама капсула, что вынуждало космическое агентство инвестировать все новые сотни миллионов долларов в оба проекта. Особенно баловали деньгами «Боинг»: инспекция недавно выявила, что компания получила лишние 287 миллионов.
Правительство теряло терпение и даже потребовало от НАСА подготовить новый альтернативный план отправки астронавтов на МКС, если сорвутся проекты Маска и «Боинга». Страна, которая когда-то запросто отправляла людей на Луну, никак не могла вновь заполучить надежный пилотируемый корабль.
Сегодня, когда Америка восторгается достижениями Маска, стоит вспомнить, что американские астронавты ступили на поверхность Луны еще в 1969 году: тогда США уже имели свой надежный космический корабль «Аполлон».
НАСА и прежде полагалось на частных подрядчиков, однако сейчас новый корабль полностью принадлежит Маску, который отправил его в полет с логотипом своей компании. Теперь посылать людей в космос сможет любая страна, у которой хватит денег, чтобы заплатить Маску и «Боингу» за места в их аппаратах. Есть планы зарабатывать на отправке в космос на частных кораблях ученых, которые будут проводить эксперименты для своих компаний. Заинтересовался предприятием Маска и Пентагон, ранее компания была проверена, соблюдается ли в ней необходимый уровень секретности. Маск уже выразил готовность расширить сотрудничество с военными.
НАСА надеется на появление нескольких компаний, которые сумеют обеспечить доставку астронавтов в космос и начнут конкурировать друг с другом, обеспечивая наибольшую безопасность и снижая стоимость полетов. По словам руководителя НАСА Джима Брайденстайна, это позволит сэкономить агентству «тонну денег» и отправить в 2024 году астронавтов на Луну.
Российская космическая отрасль понесет ощутимый ущерб, она лишается 86 млн долларов за каждый полет. Маск берет за такую услугу 55 млн, «Боинг» оценивал полет на своем космическом такси в 90 млн, но ему придется снижать цену. Серьезный удар наносится и по казахстанскому космодрому Байконур, откуда стартовали корабли с советскими и российскими космонавтами.
США намерены приватизировать в 2024 году свой сегмент МКС и создать орбитальную станцию, которая будет летать вокруг Луны. Пока неясно, подключится ли к этому дорогостоящему проекту Россия. Руководство НАСА не исключает того, что россияне в случае необходимости смогут пользоваться американской доставкой на МКС, а взамен астронавты США будут летать на станцию на российском корабле.
ПОЗИЦИЯ РОССИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАПУСКА РАКЕТЫ FALCON9
Ряд экспертов придерживается осторожных оценок. Так, исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам космонавт Сергей Крикалев назвал запуск американской ракеты российским резервом, дескать, если у США или России случится с очередным запуском какой-нибудь сбой, вторая сторона поддержит.
По словам Крикалева, ни о каких материальных потерях речи не идет - вместо американских астронавтов на «Союзах» будут возить в космос туристов и зарабатывать на них не меньше. Заявки есть, «одна из заявок - хотят купить на корабле сразу два места, фактически покупается целиком корабль».
Другие эксперты, напротив, склоняются к тому, что запуск американской ракеты означает поражение российского космоса. По их мнению, это окончательно подорвет авторитет России как лидирующей мировой космической державы.
Впрочем, лидерство мы потеряли не за один день. В последние годы ведомство Дмитрия Рогозина, а с ним и Россия не раз удостаивались позорного звания «космический извозчик». С 2011 года, после того как США после второй катастрофы шаттла отказались от их эксплуатации, только российские пилотируемые «Союзы» могли летать к Международной космической станции и доставлять на нее астронавтов из стран - партнеров программы МКС. Теперь монополия кончилась.
Причем США - не единственная страна, которая уже достаточно ощутимо и больно наступает России на пятки: главные конкуренты сегодня, помимо Америки, это Китай, Индия и Япония.
Впрочем, обвинять в космическом провале одного Дмитрия Рогозина было бы неправильно: ведь бюджет НАСА в 13 раз больше бюджета Роскосмоса.
Бюджет на 2020 год: НАСА - 22 млрд долларов, Роскосмос - 1,7 млрд долларов. Не исключено, что в ближайшие годы России придется еще больше сократить расходы на космос, объем денег в государственной казне стремительно сокращается. А нет денег - нет и новых ракет.
Для того чтобы вновь стать лидирующей космической державой, России надо выйти в лидеры мировой экономики. Выезжать на кораблях, разработанных еще в СССР, больше уже не получится.
Николай Иванов,
Андрей Князев.
Фото: NASA,
REX/FOTODOM.