Сегодня 23 февраля 2018 г., пятница, 07:40USD 56.76 +0.1071EUR 69.63 -0.1746

Что за «штурман» сидит в голове?

6 ноября 2014

В этом году Нобелевский комитет вручил премию по медицине супругам Мозер из Норвегии - Эдварду и Мэй-Бритт, а также американцу Джону О’Киффу. Они открыли, что в каждом из нас сидит «штурман» - своеобразный аналог спутниковой GPS-навигации.

Медики получили реальный шанс на излечение таких, прежде считавшихся неизлечимыми, недугов, как болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянного склероза. Чаще всего именно во время течения этих заболеваний пропадает пространственная ориентация.

«НАМАГНИЧЕННЫЕ» ПТИЦЫ

Вообще-то открытие было спрогнозировано еще легендарным немецким философом Иммануилом Кантом. Он, напомним, не только сформулировал доказательство существования бытия Божия, но и утверждал, что в мозгу присутствует некая схема, позволяющая человеку понимать, где он находится в данный момент. Кант был прав!

Наблюдая за поведением мышей, Джон О’Кифф еще в 1971 году обнаружил, что у одного и того же грызуна в зависимости от его месторасположения активизируются различные участки головного мозга. Так в гиппокампе - отделе мозга, в котором формируются эмоции и консолидируется память, - были идентифицированы некие «клетки места».

Спустя десятилетия Мэй-Бритт и Эдвард Мозер дополнительно выявили в энторинальной коре головного мозга (она служит проводником информации) нервные клетки, отвечающие за систему координат, - grid-нейроны. Взаимодействуя с клетками, открытыми американцем, нервные клетки Мозеров и создают ту самую систему навигации, с помощью которой мы ориентируемся в окружающем мире.

Человек издавна гадает, как перелетные птицы ежегодно находят дорогу до места зимовки и обратно, ведь их путь порой составляет не одну тысячу километров! Несколько лет назад в журнале Science появилась научная статья, рассказывающая об исследованиях американских биологов.

Они выяснили, что в мозгу, например, почтовых голубей существует своего рода биокомпьютер в виде пучка нейронов.

Мало того, ученые установили, что в клювах голубей находятся специальные клетки, насыщенные железом, а во время сезонных перелетов птицы двигаются точно вдоль линий магнитного поля Земли.

Выделив в мозгу птиц чувствительные нейроны, отвечающие за связь с магнитным полем планеты, к ним подсоединили несколько электродов, после чего подопытных поместили в клетку, окруженную трехмерными магнитами. Это приспособление должно было не только подавлять магнитное поле Земли, но и генерировать собственное локальное магнитное поле.

В ходе эксперимента ученые прикрепляли к головам голубей магнитометр и следили за сигналами, поступавшими из мозга голубя в зависимости от силы и направления генерируемого магнитного поля. В итоге были выявлены 53 нейрона, реагирующие на изменение магнитного поля. (Дело в том, что в разных частях Земли оно не постоянно, например, на экваторе магнитное поле в 6 раз меньше, чем в полярных районах.) Причем каждая из клеток мозга животного настраивалась на отдельное направление магнитного поля, что способствовало достаточно точному определению птицей своего положения в пространстве.

Аналогичные особенности были обнаружены у пчел и у многих других представителей фауны. Но если «датчик» голубя реагирует на магнитное поле Земли, то, скажем, скворцы могут ориентироваться и по Солнцу.

РЕКОРД

В 1939-м почтовый голубь перелетел из Вьетнама во Францию (больше 11 тыс. км) за 8 суток.

ЛЕШИЙ ВОДИТ

В свете открытия биологической GPS ученые надеются разобраться и с другими «механизмами» головного мозга человека.

Наверняка многие ловили себя на том, что, входя в комнату с какой-либо конкретной задачей, вдруг забывали, зачем шли. Причину подобного провала памяти объяснили французские ученые. В ходе экспериментов выяснилось, что в мозгу человека существует некая «событийная граница». Говоря упрощенно, человеческий мозг, создав те или иные мысли в конкретном помещении, еще и «привязывает» их к данной комнате. Когда же человек выходит из нее, то мозг может освободить «место» для новых мыслей, стерев старые. Недаром народная мудрость гласит: чтобы вспомнить потерянную мысль, вернись туда, где она пришла тебе в голову. Работает почти безотказно!

А вот почему наша био-GPS в отличие от птиц не работает на больших пространствах - в лесу, пустыне или степи, еще предстоит понять. Давно подмечено, что заблудившийся в незнакомой местности непроизвольно движется по кругу. В народе говорят: «Леший водит». При этом самому заплутавшему кажется, что он движется исключительно прямо. Ученые из Института биологической кибернетики, расположенного в Германии, провели интересный опыт. Нескольким десяткам людей они завязали глаза и попросили двигаться прямо. Все испытуемые вместо этого совершали круги диаметром в десятки метров.

Дмитрий Соколов