Со временем стоимость бензина в России сравняется с европейской. Меры правительства лишь могут временно сдержать этот процесс.
Весной текущего года стоимость топлива на российских АЗС устремилась вверх. Кабмином был предпринят ряд мер для остановки роста, однако в последние недели тема подорожания бензина снова вышла на первый план.
Производители жалуются на большие убытки и предлагают перейти к постепенному подорожанию бензина на 4 – 5 рублей за литр. Согласно оценке экспертов, отрасль потеряла около 150-ти миллиардов рублей из-за установления фиксированной стоимости топлива в мае текущего года.
С предложением производителей не согласны в ряде министерств. Так, в Минфине и Минэнерго настаивают на подорожании бензина в рамках инфляции.
Издание «Политэксперт» попросило доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова прокомментировать сложившуюся ситуацию и объяснить, существует ли компромисс, который мог бы удовлетворить и производителей, и власть.
По мнению Хестанова, такого компромисса нет. Он считает, что текущая ситуация на рынке топлива возникла из-за слабого рубля. В прошлом при высокой стоимости нефти рубль укреплялся, однако сейчас этого не происходит по ряду причин.
Получается, что российским производителям выгоднее экспортировать бензин, а не поставлять его на внутренний рынок.
Эксперт подчеркнул, что правительство может сделать экспорт невыгодным, но в этом случае у компаний не будет хватать средств на модернизацию НПЗ. Кроме того, сократятся поступления в национальный бюджет.
Сергей Хестанов уверен, что в будущем стоимость бензина в России сравняется с европейской. Единственный вопрос, как быстро это произойдёт.
Федор Карпов.
Фото Pixabay.com