- Российское правительство пытается стимулировать рост потребления алкоголя.
Российское государство не первую сотню лет ведет необъявленную войну с теневой экономикой. Иногда правительствам удается одерживать победы, иногда кустари и ларечники заменяют собой распадающуюся машину государственного обеспечения. И чем выше норма прибыли в той или иной отрасли, тем более острой становится эта борьба. У нас практически нет поддельной пшеницы (фальсифицированной муки), зато очень много поддельного алкоголя. Из-за огромной разницы между себестоимостью и розничной ценой этого популярного продукта виноделы-подпольщики с легкостью формируют более чем привлекательный прейскурант, тогда как официальные производители не могут конкурировать с ними из-за налогового и акцизного бремени. По мысли правительственных экономистов, снижение акцизов позволит вытеснить сомнительный алкоголь с прилавков.
Обе палаты парламента одобрили поправки в Налоговый кодекс, уточняющие правила взимания акцизов. Было закрыто несколько лазеек, главная из которых связана с возвратом алкогольной продукции поставщику (скажем, ввиду невостребованности в розничной торговой точке).
Дело в том, что для уменьшения выплат поставщики алкоголя достаточно часто используют схему, связанную с фиктивным возвратом товара, то есть отменой его продажи. А нет продажи — нет акциза. Теперь же возврат товара не является основанием для возврата или невзимания акциза: он собирается с каждой сделки вне зависимости от того, была ли она впоследствии отменена. Таким образом, законодатели — конечно, не сами по себе, а под диктовку чиновников, — подстраховались перед возможным снижением акцизов, обеспечив повышение их собираемости.
Но к чему приведет снижение акцизов? В первую очередь — к снижению средней стоимости алкоголя, а значит, к повышению его доступности.
Повышение популярности и доступности алкоголя — один из трендов работы нынешнего федерального правительства и его региональных коллег. Отмена запрета рекламы пива на телевидении, смягчение закона о рекламе вина, либерализация законов о времени продажи алкоголя, полное игнорирование ночных точек продажи (поставил столик около киоска — и ты уже общепит), уменьшение минимальной розничной цены водки, и вот теперь — попытка удешевить алкоголь в целом, по всем направлениям.
Хочется спросить: на кого работаете, ребята? Алкоголизм выкашивает население России, увеличивает число нищих, бездомных и инвалидов (средств на содержание которых в бюджете все меньше), разрушает семьи, порождает преступность. Одно дело — «пьяный бюджет» начала XX века, когда социальные гарантии практически отсутствовали, другое — сейчас, когда за каждый алкорубль в казне через пять лет придется отдать три рубля в виде сверхплановых пенсий и пособий, пишет портал «Русская планета».