Театр
2498 | 0

Царство снов, или переполох на «Чердаке Сатиры» ...

Предпремьерный показ спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина» по мотивам произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина в постановке и инсценировке режиссёра Евгения Закирова прошёл на сцене «Чердак Сатиры» Московского академического театра сатиры.

Царство снов, или переполох на «Чердаке Сатиры» ...
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Предваряя показ, художественный руководитель Театра Сатиры Сергей Газаров отметил, что зрителям предстоит увидеть добрую лирическую историю, вопреки стереотипам, что в нашем восприятии Салтыков-Щедрин прежде всего жёсткий сатирик. 

Эта история взросления мальчика, который задает себе и миру недетские вопросы о любви, совести и человеческой душе. Сюжетная линия спектакля проходит через инсценировку «Рождественской сказки». Через эту историю в виде снов и фантазий, в свою очередь проходят сказки Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Либерал», «Карась-идеалист» и др.

Мальчику во сне встречаются родные и близкие в фантастическом обличии множества сказочных персонажей, что даёт право говорить от лица писателя, размышляющего о взрослении человека. Интересно, что роль мальчика исполняет… кукла, «оживающая» на руках писателя-рассказчика.

И так, театральный балаганчик катится по кругу сцены от сказки к сказке, от одного сна мальчика Миши к другому. Сценограф Ирина Уколова создала эфемерный, сумеречный мир, в котором герои приходят ниоткуда, и уходят в никуда. Да нет, многие уходят на небо, куда их бережно переносит ангел, а Ангел в спектакле играет не последнюю роль. 

На шестерых актеров, участвующих в спектакле, приходится двадцать восемь ролей, казалось бы, как бедному зрителю не запутаться, но актеры настолько виртуозно перевоплощаются из одного образа в другой, что каждый раз предстают перед залом почти неузнаваемы. И всё же, герой спектакля – мальчик Миша. Михаил Евграфович - маленький барин с нежным сердцем. У него болит душа и за обиженных слуг, и за несчастных животных. Вслед за снами мальчика зрители бредут, по воле режиссера от сказки к сказке, от одного героя к другому. Роль Миши настолько значима для этой постановки, что её просто невозможно было отдать реальному человеку. После спектакля состоялось обсуждение, во время которого журналисты и театральные критики задали свои вопросы режиссеру.

- Евгений, расскажите, как распределялись маски между актёрами?

- На репетициях мы пробовали по-разному. Но на мастер-классе по маскам педагог Щукинского училища Александр Коручеков заверил, что маска сама выберет актёра. И в нашем спектакле так и случилось. Вот, к примеру, невозможно представить маску «Коняги» не на Карине (Карина Муса), а на каком-то другом актёре. Это будет уже не то, будет уже совсем другой персонаж, потому что энергия будет другая, а актёр и маска именно в сочетании работают. То есть маска «Коняги» сама выбрала Карину.

- А «Щука», она здесь папарацци или девушка лёгкого поведения?

- В первую очередь папарацци …

- Почему роль мальчика исполняет кукла? Не смогли найти подходящего живого актёра?

- Были разные пробы. Были мысли про живого мальчика. Но остановились на варианте с куклой, которая более гармонично вписывается во всё, даёт возможность отстраниться от наносного и задаёт важный вектор для игры.

- Насколько вы себя чувствовали свободным работая над спектаклем? Ощущали ли грань, за которую нельзя заходить? Время сейчас такое, когда много общественников, которые критически подходят к любому мнению, которое хоть чем-то отличается от магистрального.

- Мы об этом не думали. Импульс был не на общественную сатиру, а чтобы рассказать в каждой сказке человеческую историю, человеческую трагедию, человеческую судьбу. А сатира тут присутствует, никуда не делась, но мы всё-таки какими-то духовными вещами занимались.

- Почему маски получились минималистичные? Ведь и у коня, и у щуки должна быть вытянутая морда...

- Потому что здесь это люди, а не животные. Были пробы с масками более звериными. Балансируя на грани детского спектакля, звериные маски совсем уводили бы в другую сторону. А это всё-таки сказки про Человека.

- Не считаете ли вы, что в вашем спектакле жёсткость и сатира первоисточника победила лиризм режиссёра Закирова?

- На мой взгляд, мы с Салтыковым-Щедриным как-то уравновешиваем друг друга. Я прочитал все сказки, и во мне зацепилась мысль, что вот это может быть интересно как-то по-другому, как-то иначе.

- В этом театре у вас дебют? А какие у вас сейчас ещё постановки в работе?

- Мои спектакли идут в Московском Художественном театре им. Чехова, театре «Школа драматического искусства», драматическом театре «РАМС», театре Маяковского, и ещё в Самаре и Сухуми.

- А зачем всё-таки появился в сказке «Человек-паук»?

- Человек и современная сказка должны победить смерть каким-то образом. И мы пытаемся и стараемся в сказку верить.

Как заметила на пресс-конференции театральный и киножурналист, педагог и поэт Фаина Зименкова:

«Спектакль прекрасный! Совершенно поразительная работа молодых ребят. Я не согласна с мнением, что он для взрослых. Он для детей. Сейчас дети совсем другие, по-другому мыслят. Они много читают несмотря на то, что постоянно сидят в айфонах. Этот спектакль очень многому их научит. Хотя он не получился праздничным, но он о главном: о людях и об отношениях между людьми. И команда создателей постановки это прекрасно показала. Молодцы!».

Вообще, спектакль «Сны мальчика. Сказки Щедрина» – на удивление ёмкий, глубокий по смыслу театральный перформанс. Важно и то, что в поисках формы не утеряны смыслы. Живая сатира Щедрина в Театре сатиры - она дорогого стоит! Музыка и горькие слезы одинокого ребёнка, превратившегося в куклу среди масок собственных «воспоминаний», включают свою механику сопереживания.

Подготовил Андрей Князев

при участии А. Макарова.

Фото автора.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.