Теперь речь идет фактически о воссоединении. Однако для отколовшейся 28 лет назад части легендарной труппы это сродни трагедии...
В августе 2020-го не стало Николая Губенко, который все эти годы возглавлял созданный им театр «Содружество актеров Таганки». Еще за несколько месяцев до смерти, видимо, ощущая упадок сил и преклонный возраст, Губенко объявил о решении назначить преемником своего зама Владимира Завикторина. Причем, по словам худрука, это было согласовано с Департаментом культуры г. Москвы. Однако в конце прошлого года последовало иное назначение - директором театра стала Ирина Апексимова, которая уже почти шесть лет занимает ту же должность в соседнем Театре на Таганке. Так что же, последует воссоединение? И как к такой перспективе относятся актеры «Содружества»?
- Ко всем театрам, которые потеряли своих руководителей за последние два года, отнеслись бережно. И к «Ленкому», и к МХТ имени Чехова, и к театру Виктюка, - говорит вдова Николая Губенко, народная артистка РФ Жанна Болотова. - Происходило так, как и должно происходить в такие трагические ситуации, - назначали людей, которые не изменят направления. И только в наш театр каким-то чудом назначили человека, который находится не в нашем художественном поле. Не бережно и бессердечно к нам отнеслись, одну Таганку отдали другой. Представьте себе: когда Любимов уехал за рубеж, театр отдали Эфросу. А теперь - Ирине Апексимовой. Это, мягко говоря, не равновеликие фигуры. Причем, когда ее назначили, она говорила разумные вещи и, в общем-то, сдержанные. Но теперь ситуация стала меняться. Старый репертуар пока не трогают. Но начали экспериментировать - ставить спектакль, название которого в приличном обществе и произнести неудобно («28 дней, или Трагедия менструального цикла». - Ред.). И это на нашей сцене!
С актрисой согласна и экс-худрук театра «Модерн» Светлана Врагова, которая недавно выиграла суд у столичного департамента культуры.
- Объединением Таганки не может заниматься человек, ничего талантливого не создавший! - говорит она. - Тенденция уничтожения художественного руководства и назначение менеджеров говорит о скором уничтожении репертуарных театров! Причем эта цель была поставлена давно, но на съездах СТД была разгромлена. Такие влиятельные худруки, как Юрий Соломин, Марк Захаров и Галина Волчек, резко выступили против так называемых директорских театров. Однако сейчас меня пугает позиция СТД. Александр Калягин молчит! В то время как последний спектакль, поставленный в стенах Таганки, за гранью добра и зла! Я даже не могу произнести его название вслух! И самое страшное, что все боятся. Артисты с отвращением играют, боясь оказаться на улице, критики как таковой нет! Разрушен театр Губенко, имеющий свое лицо и направление. Разрушен театр «Модерн», известный во всем мире. И нет такой силы, которая остановила бы беспредел и разрушение театров.
Впрочем, в одном Врагова ошиблась точно. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин свое слово сказал. Он написал письмо руководителю департамента культуры Александру Кибовскому:
«Я получил письмо от артистов театра «Содружество актеров Таганки», в котором меня просят о помощи. Подписали его все артисты труппы, которые обеспокоены сегодняшней ситуацией, возникшей вокруг театра, оставшегося без своего художественного руководителя. Угроза объединения с Театром на Таганке крайне тревожит весь театр, поскольку такое искусственное объединение, по сути, означает исчезновение театра «Содружество актеров Таганки», созданного выдающимся артистом и режиссером Николаем Губенко.
Я понимаю, что судьбу театра будет решать его учредитель, но моя позиция такова: не нужно предпринимать никаких скоропалительных решений. Все мы знаем, чем они в итоге кончаются. Мне кажется, что объединять два театра можно только по инициативе и при согласии обоих коллективов и только тогда, когда есть художественный лидер, готовый отвечать за развитие вновь возникшего большого театрального организма. Сегодня я отчетливо понимаю, что нет ни одного, ни другого. Поэтому я обращаюсь к тем, от кого сегодня зависит столь важное решение: не спешите, ошибиться легко, поправить содеянное будет уже невозможно».
Андрей Князев.
Фото: С. Ведяшкин/Агентство «Москва».