И снова на Первом патриотическое кино. Дню России посвящается. О жизни и большой любви героини партизанской войны 1812 года Василисы Кожиной.
И ведь даже не сказать, что наврали. Врать-то нечего. Серьезных источников о данной исторической личности просто нет. Есть серия лубков о ее подвиге, какие-то глумливые заметки в парижской прессе да еще известный портрет. Все! Разгул сценарной мысли полный. Мели, Емеля, твоя неделя...
Кого мы увидели в патриотическом кино? Дворовых девок, обученных французскому устному и письменному. Смешно! Учили иногда баре своих камеристок, горничных, актрис крепостного театра. Но чтобы дворовых - чушь... Затем либерального помещика Елагина в исполнении Андрея Ильина, который ждал прихода французов - вестников просвещения. Таки дождался и был жестоко разочарован в европейских ценностях. Ну это, знаете ли, прозрачно. Приделать бы Елагину «бородку» Ксении Собчак, было бы еще доходчивее. И, наконец, парочку необычных возлюбленных. Барин и крестьянка. Главная интрига, на которой вся картина держится. Но это же ерунда несусветная! Не было тогда между крепостными и помещиками любовей на равных. Не было! Один-то и случай всего, когда граф на крепостной актрисе женился, потому и в историю вошел. Романы были, но не такие же. Даже у Пушкина в Михайловском, где, кстати, снималась «Василиса», случился роман с дочерью сельского приказчика Ольгой Калашниковой. Когда девица забеременела, ее отец был назначен управляющим в Болдине. Так в те времена разрешались подобные «любови», да и то в лучшем случае.
Обидно, что за тонкой работой режиссера Антона Сиверса и искренностью актеров, за тщательностью костюмеров и бутафоров, за сложностью батальных эпизодов скрывается примитивная агитка. Ради создания образа русской Жанны д’Арк авторы покривили душой даже в том немногом, что было известно о Кожиной. Родилась она году в 1780-м, значит, к началу войны с Наполеоном Василисе было около 32 лет. Очень зрелый возраст по тем временам. С мужем-старостой прижила то ли пять, то ли шесть детей. В отряде партизанши были одни бабы да подростки. Никаких мужиков - ими командовать женщине, пусть и старостихе, просто бы не позволили. Вот и непонятно. Хотите фильм о Кожиной - так снимите, зачем клюкву разводить? Разница примерно такая, как между модельной красоткой Ходченковой и настоящей Василисой на портрете А. Смирнова 1813 года.
А в целом тенденция, однако. То «Батальонъ», то ремейк «А зори здесь тихие...». То вот теперь «Василиса». У патриотизма нынче - женское лицо. Родина-мать зовет...
Ася Букина
Фото 1TV.ru