Сериал «Море. Горы. Керамзит» после просмотра не ругал разве что ленивый. Известный кинокритик Антон Долин, указывая на сценарные просчеты и идеологическую подоплеку, даже сравнил его с «Кубанскими казаками»: мол, все так же притянуто за уши и нереалистично. А что об этом думает Сергей Никоненко - знаковый актер, исполнивший одну из ролей в сериале?
- Сергей Петрович, кинокритики сериал ругают на чем свет стоит. А чем вам запомнилась работа в нем?
- Если вы меня спрашиваете о съемках кино, то это очень серьезный и ответственный процесс, требующий сосредоточенной работы. Если же хотите, чтобы я тоже начал ругать сериал, рвать волосы на голове - не дождетесь. И что я вам могу тогда рассказать? Вы ведь, журналисты, сенсаций ищете. А сенсаций точно не было. Никто из артистов, режиссеров разного и одного пола не переспал друг с другом на съемочной площадке. А чем они занимались в короткие часы отдыха (потому что работали мы очень много), я не имею понятия, не привык, знаете ли, заглядывать под чужие простыни. Если же говорить серьезно, то эта история, может быть, немножко даже перекликается с «Ромео и Джульеттой», например, в восприятии взрослых. Допустим, мой герой - старообрядец с огромной бородой - вспоминает для внучки слова апостола Павла: «И если я исполнен верой так, что могу двигать горы, но не владею даром любви, то я ничто».
- И все-таки фильм не только о любви, но и о людях. Провинциальных сочинцах, которые вдруг волшебным образом меняются под влиянием глобальной стройки олимпийских объектов.
- Да, это тоже. И я согласен с Тиграном Кеосаяном (режиссер фильма. - Ред.), который говорит, что у людей меняется ментальность: воинственное отторжение всего нового можно перебороть. Я не так давно ездил с таксистом сочинским - он говорит: ну теперь нам надо все сделать, чтобы не испортить то, что нам подарили... Но вообще-то история совсем не об этом, не надо упрощать, сводить все к какой-то идеологии. На самом деле история о том, как на фоне повседневной суеты и шумной стройки возникло искреннее чувство между сочинским строителем Арменом и юной Серафимой из семьи староверов. Ну и о дружбе народов - огромной ценности в этом непростом современном мире.
- Сергей Петрович, вы и на восьмом десятке остаетесь востребованным актером. В каких проектах сейчас заняты?
- Сразу в трех картинах снимаюсь. Только недавно вернулся из Питера, там, в Ленинградской области, снимаем картины «Мама Люба» и «Копна вершины». Немного передохну и начну проект по рассказам Василия Шукшина «Охота жить».
- Вы хорошо знали Василия Макаровича, два фильма по его рассказам уже поставили. Может, замахнулись бы и на картину о Шукшине? Сейчас же байопики в моде.
- Ну вы загнули!.. Да, Василия Макаровича я хорошо знал. Это был человек большого калибра, однако часто оставался без работы, ночевать ему было негде... И я звал его к себе домой, стелил на раскладушке, на которой в разное время спали и Николай Губенко, и Геннадий Шпаликов, и гениальный футболист Эдуард Стрельцов, и Никита Михалков, который пришел ко мне на три дня, а прожил восемь месяцев. Жаль, что не сохранил раскладушку ту - надо было в музей кино ее отдать. А что касается фильма о Шукшине... Вот если бы лет 20 назад! А сейчас силы уже не те. Ведь чтобы снять такое кино, надо жизнь положить, а мне, как вы справедливо заметили, уже восьмой десяток. Плохо слышу, вижу только в очках. Вот написать сценарий, наверное, смогу. А снять найдется кому. Вообще хотелось бы, чтобы такой фильм получился...
Андрей Князев
Фото KINOPOISK.ru