Новости культуры и искусства
8895 | 0

Никас Сафронов: «Нужно будет защищать родину - возьму ружье и пойду»

Никас Сафронов: «Нужно будет защищать родину - возьму ружье и пойду»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

У него есть все. Непроходящая, как будто законсервировавшая его молодость. Талант, деньги, слава. Звания, награды. Непоколебимая ничем уверенность в себе... И все-таки художника обидеть легко. Особенно такого, как Никас...

- Никас, одно издание не так давно надумало вас женить, объявило конкурс для девушек. Но вы, помнится, как-то жаловались, что и без того невесты одолевают...

- Поклонницы-то одолевают, но у всех ли серьезные намерения? Не думаю, что каждая хотела бы и готова прожить жизнь с таким сложным персонажем, как художник.

- Часто выводят из себя не в меру горячие поклонницы?

- С одной стороны, приятно, когда тебя узнают на улице. Да и ни один нормальный мужчина не откажется от внимания женщин. С другой стороны, иногда это принимает экстремальные формы... Впрочем, в том и есть обратная сторона популярности. Или ты известен - и вокруг тебя оказываются абсолютно разные люди, или незаметен - и тогда никому до тебя нет дела. Но, знаете, порой все-таки обидно бывает, когда девушки, обращаясь ко мне вроде бы за советом и профессиональной консультацией, на самом деле просто хотят познакомиться с известным человеком.

- А некоторые даже обвиняют вас в изнасиловании - была же не так давно громкая история. Чем, кстати, закончилась?

- История закончилась судом и, естественно, в мою пользу. Мне кажется, мало кто сомневался в том, что это обвинение - типичный случай вымогательства и пиара... А еще и бестактности ТВ - телевидение же раскрутило эту историю. Но свои честь и достоинство я буду защищать во всех инстанциях.

«ПРОСТИМ ШЕМЯКИНУ ЕГО СЛОВА...»

- Никас, ваше имя давно уже является нарицательным. О вас говорят, спорят, вас хвалят, ругают. К комплиментам, понятно, привыкнуть недолго. А к негативу в свой адрес тоже привыкли? Как вам, например, слова Михаила Шемякина, который не так давно сказал, что работы Никаса Сафронова вызывают рвотный рефлекс?

- Прежде всего искусство должно вызывать эмоции. Если мои картины вызывают такую сильную вплоть до физиологической реакцию у такого пресыщенного эмоциями человека, как Шемякин, я только рад. Многие работы Шемякина у людей вызывают ужас и злость. Но ведь он именно эти эмоции и хотел вызвать, не так ли? К сожалению, лично на меня такого сильного впечатления его творчество не производит. Скажу только, что ни один настоящий профессионал не станет обсуждать работы другого в таких категориях, как «рвотные рефлексы». А как обыватель он имеет право на любую реакцию... Вообще труд художника очень тяжелый и сильно влияет на психику. Поэтому давайте простим ему эти слова.

- Так это больше о профессиональном сообществе, наверное, говорит...

- Да нет, в Москве официально зарегистрировано 275 тысяч художников, это абсолютно разные люди. И в Союзе художников тоже люди разные. Одни выдвигают меня на соискание звания, другие этого звания не дают...

- Имеете в виду звание «народный художник», которого у вас до сих пор нет?

- Да, пока я заслуженный. А история с народным была лет 12 назад, когда я подал документы на получение звания «народный художник», обходя заслуженного. Худсовет при Кремле сказал: пусть пока получит заслуженного. 12 лет я не хотел этого делать, но обстоятельства заставили... Причем я искренне хотел помочь Союзу художников. Выяснил, что 20 лет у них не было альбома, нашел спонсора. Альбом напечатали, но все условия и договоренности переврали: про меня практически забыли, имя спонсора вообще не указали. Я по наивности своей возмутился, но не добился ничего, кроме того, что через несколько лет, когда меня выдвинули на соискание звания, процесс начал резко тормозиться. Не подумайте, я не чувствую себя жертвой, просто опыт моего общения с профессиональным сообществом какой-то вот такой...

- Не любят вас художники?

- Знаете, на 80-летии моего друга, бывшего ректора Суриковского института Анатолия Васильевича Бичукова, один художник сначала говорил мне: я горжусь, что живу с вами в одно время, восхищаюсь вашими работами. Потом напился (моей водки «Никас», кстати говоря) и давай меня поносить. Но разве тут важно: художник ли он, художник ли я? Просто надо быть приличным человеком.

- Интересно, а как относятся к вам признанные мастера Глазунов, Шилов?

- Хотя мы и не близкие друзья, но Глазунов еще лет 20 назад написал очень хороший вступительный текст для моего альбома. С Шиловым периодически созваниваемся. Когда Александра Максовича пытались оболгать на телевидении, я его поддержал. Думаю, и он поддержит меня в трудную минуту...

Никас Сафронов: Нужно будет защищать родину - возьму ружье и пойду

«ПИСАЛ БЫ И ГИТЛЕРА»

- Кстати, напряженные отношения с Западом вам как-то мешают? Из-за бугра заказов нынче нет?

- Напряженные отношения с Западом мешают всем. Но количество европейцев, которые хотят заказать или купить мои картины, ничуть не уменьшилось. Искусство - это совсем другой уровень отношений между людьми. Одно могу сказать, как русский человек: если нужно будет защищать родину - возьму ружье и пойду.

- Допустим, сейчас позвонят из администрации президента США и попросят написать портрет Обамы. Ваши действия?

- При условии если подобная акция с моей стороны повысит уровень доверия между нашими странами, я сделаю это с великим удовольствием и энтузиазмом. А если вы имеете в виду, интересен ли мне Обама как характер и типаж, - безусловно, интересен.

- Никас, а есть портрет, за который вам стыдно?

- Мне стыдно, если портрет несовершенен в художественном отношении. А если меняются времена или меняются люди и наше отношение к ним - это не вопрос искусства. В 1989 году я писал Дудаева, на тот момент известного политического деятеля, близкого к Кремлю. А в 1994 году меня стали упрекать, что я написал врага России. Мне кажется, это неправильно. Художник пишет конкретных, ярких, живых людей. Если бы я жил при Сталине, я писал бы Сталина...

- При Гитлере?

- Да, писал бы Гитлера. Что делать, я всего лишь фиксирую время. Но Гитлер не самый удачный пример. Возьмем лучше Наполеона. К нему ведь тоже когда-то отношение было резко негативным. Но я, как Давид, возможно, писал бы его на коне, на перевале Сен-Бернар. Понятно, что творческие люди бывают наивными, восторженными. И тем не менее настоящий художник всегда пишет правду. Как Веласкес, который очень любил деньги, но когда папа Иннокентий Х заказал ему портрет, он честно отразил и личность большого масштаба, и жесткость папы, и коварство. Я тоже за правду.

- Между тем про вас столько небылиц ходит. Говорят, сами сочиняете...

- Человек становится действительно известным, когда про него начинают сочинять небылицы и рассказывать анекдоты. И я могу пошутить или пофантазировать. Но что касается серьезных вещей типа рекламных браков и тому подобного, то этого я не люблю.

«ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ НЕ СТРАШИТ»

- Тогда вернемся к началу разговора. Сейчас вы холостяк, а сколько раз были женаты?

- Два раза.

- И все, на этом поставили точку?

- Нет, девять последних лет у меня были серьезные отношения с девушкой Машей. Но история с ней и история моего второго брака оказались в чем-то похожими. Влюблялся в мягких, тихих, добрых девушек, а через некоторое время получал скандалы, ревность. Я стараюсь дать своим возлюбленным все, но, видимо, им хочется чего-то другого.

- А одинокая старость не страшит?

- Не страшит. У меня есть друзья. У меня есть дети. Я скептически отношусь к общению с совсем юными девушками. В какой-то момент кажется, что их отношения основаны на романтике, возможно, поначалу так оно и есть. Но, как правило, в финале оказывается, что все не так романтично.

- Это подсказывает рассудок, но есть же еще и дела сердечные. Вот Борис Грачевский, например, влюбился как мальчишка. Другое дело, чем все закончилось...

- Я тоже пару-тройку месяцев назад влюбился в девушку. Увидел - просто молодая Софи Лорен! Думаю: ну все, надо выспаться, хорошо выглядеть, не есть, спортом заняться. Надо ей понравиться, как-то увлечь собой, даже стал вспоминать какие-то свои юношеские стихи. Мы встречались, пили кофе. Все так осторожно, нежно, никакой постели, даже мысли такой не держал, потому что цель была другая. Потом взял ее с собой в поездку, мы сблизились... Но вернулись в Москву - и все. Я ей больше не звонил.

- Почему?

- Все куда-то исчезло, понимаете? Как говорил Рафаэль: идеальных женщин нет, есть собирательный образ. Иногда все вроде бы идеально. Но вот ты находишься слишком близко и начинаешь цепляться к мелочам, замечаешь, как спит, как разговаривает, как улыбается. Маленькая родинка не на том месте может убить в тебе чувства.

- В общем, зря то издание объявило конкурс невест - слишком уж вы щепетильный жених.

- Да, скорее всего. Что нужно мне? И много и мало. Скромность, хорошее образование, правильное воспитание, понимание. Хороший литературный вкус, чтобы можно было поговорить, ум - в трудную минуту посоветоваться. И, конечно, преданность, бескорыстие...

- Это вам с детского сада надо невесту воспитывать...

- Ну что ж, как на Востоке. Но вообще разочаровываться и ставить точку в этом вопросе я не собираюсь. Верю в свои силы. И конечно же в удачу...

Дмитрий Мельман

Фото из личного архива Н. Сафронова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.