Все дело в том, что Германия снова и весьма настойчиво призвала Россию вернуть культурные ценности, перемещенные в СССР с немецкой территории после Второй мировой войны. Речь идет о раритетах такого уровня, что они с трудом поддаются финансовой оценке!
Итак, что же является предметом спора и что, по мнению немецкой стороны, мы им должны вернуть? Вот лишь некоторые цифры.
По подсчетам Фонда прусского культурного наследия, в России находится более 1 миллиона объектов трофейного искусства и около 4,6 миллиона редких книг и манускриптов, вывезенных из Германии после Второй мировой войны.
Свыше 200 тысяч из этих произведений искусства имеют музейную ценность. В частности, в Эрмитаже хранится около 800 картин, 200 скульптур, японские и китайские произведения искусства из музея в Берлине.
Кроме того, среди перемещенных культурных ценностей - троянская коллекция Генриха Шлимана, поделенная между в ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем, Эберсвальдский клад, а также тысячи уникальных золотых предметов и украшений, относящихся к IX веку до н. э.
Надо сказать, что разговоры о возвращении культурных ценностей ведутся еще с 1990-х годов. Пути решения конфликта искали в свое время Борис Ельцин и Гельмут Коль. Но на этом поприще лидеры государств не добились больших успехов.
Суть разногласий в следующем. Германия активно поддерживает идею возврата перемещенных ценностей. А в России на данную проблему взгляд противоположный: и музейное сообщество, и общественные деятели считают, что те культурные ценности, которые оказались на территории РФ, - это некая компенсация нашей стране за ущерб, нанесенный национальному достоянию в результате немецкой военной агрессии. Более того, президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова заявила:
- Возврат ценностей - это начало передела художественных коллекций всего мира. Античные мраморы в Британском музее - они ведь были просто выломаны из Парфенона и вывезены в Англию. А огромные коллекции африканского искусства в музеях США? В Лувре - итальянские коллекции, захваченные Наполеоном. И это не было компенсацией за разорение или потери в войне, это был просто бандитский налет Наполеона!
Три главных сокровища из тех, что немцы хотят вернуть
1. Эберсвальдский клад
Крупнейшее собрание доисторических золотых изделий. Включает в себя 81 предмет. Относится к позднему бронзовому веку - X-IX вв. до н. э. Этот клад золотых изделий был найден 16 мая 1913 года при строительных работах на территории фабрики в Обербарниме.
Экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства. В 1945 году был вывезен советскими властями. Находится в ГМИИ имени Пушкина, однако в постоянную экспозицию до настоящего времени не входит.
В 2013 году клад демонстрировался в Санкт-Петербурге и Москве на выставке «Бронзовый век. Европа без границ». Его точные копии выставлены в нескольких музеях Германии.
2. «Тарквиний и Лукреция»
Картина Питера Пауля Рубенса, которая в 1945 году была вывезена из берлинского замка Геббельса. Полотно долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадало. Специалисты Эрмитажа картину долго восстанавливали. В настоящее время она находится на постоянном экспонировании в Эрмитаже в зале Рубенса.
3. Золото Шлимана
В 1873 году немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман, всю жизнь искавший доказательства существования города Трои, нашел так называемый клад Приама - легендарного царя Трои. Это были две золотые диадемы, 24 золотых ожерелья, серьги и прочее, всего - 8700 изделий из чистого золота.
Три года спустя, в 1876-м, Генрих Шлиман вновь поразил мир. На раскопках двух гробниц в Микенах им были найдены 20 золотых диадем, золотая погребальная маска,700 золотых пластин, корона с 36 золотыми гребешками, золотые лавровые венки...
Находки Шлимана стали сенсацией. Троянскую коллекцию он подарил берлинскому Пергамскому музею. После окончания Второй мировой войны коллекция бесследно исчезла.
Существовала версия, будто золото Трои вывезли американцы. В действительности более полувека часть этих сокровищ находилась в Особой кладовой ГМИИ имени Пушкина. По некоторым данным, другая их часть находится в другой Особой кладовой - Государственного Эрмитажа.
Оксана Химич.
REX/FOTODOM