Новости культуры и искусства
2786 | 0

Михаил Светин: Комедия роковых ошибок

Ушел последний комик великого советского кино... Да, можно так сказать. Наверное, не осталось уже актеров, чье даже мимолетное появление на экране сразу вызывало улыбку. Светин был последним...

Михаил Светин: Комедия роковых ошибок
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Он и в жизни старался следовать этому принципу - светить всегда, светить везде. Даром, что ли, Светин? Так вжился в образ маленького смешного человечка, что для всех окружающих стал им. Такова уж участь Арлекина - нужно быть смешным для всех, улыбка - вот награда. Но понял это актер лишь во второй половине жизни. В первой - все было не так, даже фамилия...

Как стал Светиным

Сейчас в официальных некрологах пишут: умер на 85-м году жизни. На самом деле круглую дату Светин отметил в прошлом году. Ситуация в общем-то стандартная: война, эвакуация, потеря документов. В метрику случайно записали 1930 год вместо 1929-го. А вот фамилию - Гольцман - в документах не перепутали. Михаила Светина не было в природе аж до 1965 года, когда у актера родилась дочь Света и он решил взять себе такой псевдоним. И то еще 20 лет, пока не поменял фамилию в паспорте, можно сказать, выдавал себя за другого. Как говорил Михаил Семенович, мера эта была вынужденной: до 45 лет его не снимали в кино, выгнали из Киевского театра оперетты - нигде не мог толком устроиться. Светину на этом свете жилось гораздо проще, чем Гольцману.

Как поссорился с Райкиным

В своих бедах он никого не винил. Говорил: «Я часто вел себя как глупец». Сложно сказать, кем бы стал Светин, чего добился, если бы не характер. Ведь в свое время он умудрился рассориться едва ли не со всеми, в том числе с великими.

Начал с Аркадия Райкина. Гонимый отовсюду, Светин буквально атаковал мэтра - шесть дней бомбардировал звонками, а на седьмой преградил ему дорогу и сказал: «Возьмите меня к себе в театр! Хотя бы послушайте!» Райкин сдался: определил молодого человека с резким южным говором к себе в ученики, поселил в гостинице, дал зарплату. А тот на радостях запил. Началась веселая жизнь: рестораны, девочки. Если не пускали в кабак, актер кричал: «Я ученик Райкина!» - и открывались любые двери.

Первого выхода на сцену Светин ждал долго. Когда же наконец пробил час, он так переволновался, что выпил лишку и уснул прямо в кулисе. Так и проспал свой дебют. Аркадий Исаакович пытался образумить непризнанного гения, да все напрасно. Мало того, Светин даже поучал Райкина на репетициях: мол, тут вы не правы, не так надо. «Это не я, Миша, это режиссер так поставил», - со свойственной ему мягкостью отвечал Аркадий Исаакович. Но когда Михаил чуть не довел до инфаркта его супругу, все же указал ретивому актеру на дверь.

Как обидел Данелию

Фильм «Афоня» Светин называл трагедией и грустью всей своей жизни. Данелия пригласил Михаила, совершенно неопытного в то время киноактера, на небольшую роль шофера Воронкова. Встретил в Ярославле, где проходили съемки, пригласил к себе в гостиничный номер, угостил коньяком. У знаменитого режиссера Светину предстояло сыграть всего две сцены. Если бы приглянулся - глядишь, стал бы актером Данелии, снялся бы в других знаковых картинах. Но первая встреча стала последней. Режиссер обратился к Светину: «Миша, за три дня не успею тебя снять, придется на день задержаться». А тот возьми да взбрыкни: «Никак не могу! В Ленинграде завтра съемка, я обещал приехать». В телеспектакле у Михаила была эпизодическая роль, легко мог договориться о переносе. Да вот уперся как бык: «Меня ждут, мне надо». Данелия не на шутку завелся: «У тебя, значит, важные съемки, мать твою! А у меня что?!» Развернулся и ушел. Больше они не виделись. Из двух эпизодов со Светиным в картину попал лишь один, да и озвучил его другой актер.

В конце жизни Михаил Семенович очень жалел о том своем поступке. Говорил: «Я потерял близкого мне по духу режиссера, сильно его обидел. До сих пор стыдно за совершенную глупость. И ведь не спишешь на молодость - мне было уже за сорок! Почему вдруг начал вести себя как капризная звезда - не понимаю. Конечно, надо было поехать к Данелии, извиниться. Но я этого не сделал...»

Как отказал Гайдаю

С Гайдаем Светину повезло больше - снялся в трех картинах. Но и с ним умудрился поссориться.

Начало было многообещающее: фильм «Не может быть!», яркая роль. Правда, и тогда Михаил умудрялся спорить с великим комедиографом. Скажем, режиссер кричит оператору: «Здесь бери Светина крупно». Актер настаивает на своем: «Нет, надо снять мой выход издалека». За талант можно простить многое, Гайдай понимал это как никто. Пригласил Светина на съемки фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация», позвал и в следующую картину. Но тут строптивому актеру опять шлея под хвост попала. Он прочел сценарий, позвонил Гайдаю и выдал возмущенное: «Леонид Иович, что же такое! В предыдущем фильме я висел на крюке и говорил: «Надо прощаться». А здесь опять: «Надо сдаваться». Почему должен на штампах работать?» Гайдай, у которого звезды с радостью снимались в эпизодах, опешил от такой наглости: «Миша, а что бы вы хотели сыграть?» «Надо подумать», - стал важничать Светин. «Тогда до лучших времен», - сказал Гайдай и повесил трубку.

Это был их последний разговор. Старого еврея Каца в «На Дерибасовской хорошая погода...» в итоге сыграл Армен Джигарханян. Он и по­ехал на три недели в Америку. А Светину оставалось лишь кусать себе локти. «Если бы знал, где будут снимать, конечно, пошел бы на компромисс. Надо мной потом все смеялись: «Что же ты такой дурак?» А я и не спорил. У меня всегда все наоборот: где нужно - отказываюсь, а где не нужно - соглашаюсь. Но такой уж уродился!»

Как его вырезал Рязанов

А вот у другого короля комедий - Эльдара Рязанова - Светин так и не снялся. Хотя вполне мог бы, да и режиссер не раз приглашал.
В фильме «Служебный роман» ему была уготована роль мужа секретарши Верочки. Роль довольно большая, и Михаила на нее утвердили, он даже репетировал с Ахеджаковой. Ждал вызова на съемку, но так и не дождался. Спустя некоторое время Светин столкнулся с Рязановым в театре - они поздоровались, расцеловались. «Знаете, Миша, - стал оправдываться режиссер, - я не звонил, потому что не хотел вас огорчать. Так получилось, что вашего персонажа вырезали из сценария. Но мы обязательно придумаем еще что-нибудь».
Придумал уже в следующей картине, позвал Светина в «Гараж». Но в итоге снял в роли тромбониста Семена Фараду. Ничего личного - худсовет его выбрал, а про Светина редактор фильма сказала: «Смешной-то он смешной, но уж больно Гайдаем отдает!»

Как гордился зрительской любовью

Да, он мог сыграть и больше, и лучше. Но куда больше - и без того сто с лишним ролей. И это еще учитывая, что в кино Светин начал сниматься только в 45 лет! И куда лучше? Ведь он и так незабываем. И в том же «Не может быть!», и в «Двенадцати стульях», и в «Безымянной звезде», и в «Любимой женщине механика Гаврилова», и в «Чародеях», наконец. Для Светина же главным стал фильм «Не было бы счастья...», где, как говорил актер, он сыграл самого себя. Маленького одинокого человечка, которому не с кем пообщаться, поэтому вечерами он выходит в подъезд с помойным ведром в руках и ждет. Хоть кого-нибудь, с кем можно поговорить по душам...

Единственным другом на всю жизнь стала его жена Бронислава - встретил ее 17-летней девчонкой, так 55 лет вместе они и прожили. «Не знаю, что она во мне нашла, никакой ценности как супруг я точно не представляю, - в своем репертуаре шутил Светин. - Все хозяйство на ней. Я гвоздя вбить не могу, а она и вобьет, и доску распилит, и ремонт сама сделает. За что она меня ценит - загадка».

А вот за что любили Светина зрители, как раз не секрет. И он публике отвечал взаимностью. Поссориться, подвести мог кого угодно, только не зрителя. Ведь этой любви он жаждал, всю жизнь добивался и ценил, такое впечатление, больше всего на свете.

И на девятом десятке Михаил Светин выходил на сцену Театра комедии имени Акимова. И всякий раз при случае с гордостью говорил:

- Могу сказать, что на Светина ходят. На моих спектаклях всегда аншлаг. Меня встречают и провожают аплодисментами. В этом смысле я очень счастливый человек. Есть артисты, которых в моем возрасте уже не узнают, а ко мне на улице до сих пор лезут обниматься. Ну, в общем, немудрено: в кино я начал сниматься в 45 лет и с тех пор почти не изменился...

Дмитрий Мельман

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.