Литература
2686

Захар Прилепин: «Я старался быть честным, как на исповеди»

Захар Прилепин: «Я старался быть честным, как на исповеди»

Захар Прилепин, писатель, филолог, публицист представил в «Библио-Глобусе» свою только что вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» книгу «Есенин».

Это уже не первая книга в серии, посвященная поэту, совсем недавно Станислав и Сергей Куняевы опубликовали одноименное издание. Но в книге Прилепина, ни много ни мало, – более тысячи страниц, это огромный труд, в который автор вложил свою душу, и это сразу почувствовали все читатели, пришедшие на встречу.

«К этому труду я шел всю свою сознательную и бессознательную жизнь – как ребенок, родившийся в рязанской деревне, где Есенин – часть воздуха, ландшафта, быта, детства. Его лицо всегда было перед глазами, как лицо матери и отца. Всем, что касалось Есенина, я был маниакально увлечен», – начинает свой рассказ автор.

С ранних лет юный Женя (Захар Прилепин – творческий псевдоним, настоящее имя Евгений Николаевич – прим. ред.) понял, что вся его жизнь будет связана с этим самым русским, самым народным поэтом; с тех пор он собирает все книги о Есенине, переписывается с людьми, которые имели какое-либо отношение к поэту.

В юности Женя всегда выигрывал споры, когда называли любую строку из стихов Есенина и нужно было рассказать, что это за стихотворение, когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано…

«Есенин был одним из камертонов, по которым я сверяю ощущения от жизни», – делится с читателями Прилепин, цитируя «Прощание с Мариенгофом»:

Мне страшно, что душа проходит,

Как молодость и как любовь…

Дмитрий Быков называл Есенина «едва ли не самым невезучим русским поэтом». Прилепин совершенно с этим не согласен: «Персидские мотивы», «Москву кабацкую» не смог бы написать «безнадежный алкоголик в состоянии прогрессирующей деградации». Стихи позднего Есенина удивительно точны, каждое слово на своем месте, с безупречной божественной музыкой, выхваченной из воздуха!»

«И вот это ощущение исхода души и распада в тебе всего человеческого, стоицизма, когда человек понимает, что он осыпается, как осеннее дерево, – тогда я понял, что пора начать работу над книгой», – Прилепин рассказывает о серьезнейшей подготовке к написанию книги, он старался все свои утверждения подкреплять многочисленными цитатами, ссылками, письмами, воспоминаниями современников, используя всю доступную фактологию, поэтому и книга получилась столь значительной по объему.

Прилепин последовательно, месяц за месяцем, шел по жизни Есенина, не пропуская ни одного события, отражая все ключевые встречи, поездки, выступления – ничего не осталось без пристального внимания. Он пошел дальше других биографов Есенина и дал описание судеб близких поэту людей, его жен и детей.

Писатель подробно разбирает тексты Есенина с точки зрения техники, филологии – как поэт развивался, какие темы его интересовали. Прилепин отмечает, что сегодняшняя свобода от советских и постсоветских концепций дает «большое пространство для жестикуляций», поскольку отсутствует политическая заданность описания.

Есенина невозможно трактовать однозначно: «крестьянский поэт», «хулиган», «блатной» – какие только ярлыки не подвешивались на него как при жизни, так и после смерти. Есенин – новатор, эстет, профессионал, владеющий модернистской поэтической школой.

Знаете ли вы, к примеру, о том, что он был знаком с Леонидом Утесовым, когда тот выступал в «баре имажинистов» – кафе «Стойло Пегаса»? «Приблатненная культура» Утесова совсем не была близка Есенину, и он никогда не делал с ним совместных выступлений – он тяготел к жанру Вертинского!

«Я старался быть честным, как на исповеди; в случае с Есениным мы имеем дело с сильнейшей историей взлета и развития русского духа и человеческой судьбы, когда этот золотоголовый отрок стремительно приходит к страшному ощущению пепелища, которое появилось на месте его когда-то цветущей души. Но при этом – огромное ощущение христианского всеприятия и смирения перед своей судьбой. Есенин – это законченный поэтический путь, его нельзя продлить ни на минуту, это абсолютная ценность, которую невозможно свести к одному знаменателю. Когда ты читаешь вроде бы простые слова, и они разрывают тебя на части, делают тебя другим – мы повторяем слова Есенина, как молитву».

Прилепин замечает, что не смог бы написать такую книгу в годы своей юности, для этого обязательно нужно было пройти через ряд собственных поражений и разочарований. Наверное, потому книга получилась столь личной и близкой каждому, кому дорог образ Великого Русского Поэта. Именно так, с большой буквы.

Ксения Ангел,

внештатный корреспондент.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru