Эммануил Виторган, несмотря на солидный возраст, продолжает много работать - снимается в кино, ездит по фестивалям, воспитывает маленьких дочерей.

Всегда подтянут, элегантен, модно одет. Записываться в старики народный артист не собирается!
- Эммануил Гедеонович, вы родились в далеком 1939 году, пережили войну, много правителей, смену социально-политического строя. А сегодня что вас тревожит или огорчает?
- Как же не хочется говорить о печальном! Как же хочется говорить о радостном, о приятном, видеть вокруг только соучастие! Да просто встать рядом с человеком, положить ему руки на плечи и сказать: «Привет!» Вот то, что доброты вокруг мало, меня и печалит.
- Мы встречаемся с вами за полторы тысячи километров от Москвы - в Новороссийске. Ехать сюда сутки поездом, а вам как-никак 85 лет. Не тяжело?
- Очень сложно отказываться, когда приглашают. Вот как сейчас - меня позвали возглавить полнометражный конкурс фестиваля патриотического кино «Малая Земля». И я приехал в этот исторический город-герой. К тому же, если ты отказываешься, то должен как-то это обосновать, а я врать не привык. Да и как-то не хочется из-за возраста быть или не быть где-то. Не скрою, бывает, что хочется остаться дома, что порой куда-то иду насильно, где-то насильно сижу. Но ведь я мечтал об этой профессии, так что грех жаловаться на что-либо.
- В кино вы снимаетесь с 1966 года, сыграли более ста тридцати ролей! Театр много лет был в вашей жизни. Довольны тем, как сложилась творческая судьба?
- О таких педагогах, режиссерах и партнерах, с которыми мне довелось поработать, многие могут только мечтать! Я, например, выходил на сцену в спектаклях Георгия Товстоногова, Леонида Варпаховского. И сыграл все, что мне они предлагали. Что-то хотел, что-то не получилось - все бывало. Но я все равно очень доволен своей жизнью и в театре, и в кино.
- От популярности за эти годы не устали? Ведь по сей день каждый встречный норовит сделать фото с вами, взять автограф, пожать руку или обнять...
- Узнают и здороваются - я отвечаю. Не узнают - не страдаю. Но меня не раздражает желание людей подойти ко мне - это как само собой разумеющееся. Правда, есть один минус - я очень давно не было в метро...
- Ваш сын Максим Виторган - тоже популярный сегодня актер. Но, мне кажется, ему сложнее было пробиться из-за давления вашего имени и авторитета...
- Конечно, его сравнивали со мной. И иногда, когда он был еще юн, очень болезненно на это реагировал. С возрастом стал мудрее.
- А дочери - 7-летняя Этель и 5-летняя Клара - как реагируют, когда видят вас на сцене или на экране?
- По-разному. (Улыбается.) Младшая смотрит внимательно, старшая - мельком. Не знаю, станут ли они актрисами, но кровушка моя в них гуляет, конечно. Отговаривать я их не буду - это должно быть личное решение каждого. Но я знаю, что это сложная, зависимая от всех и вся профессия.
- Ваша старшая дочь родилась в 1966-м, а младшие - в 2018-м и 2019-м годах соответственно. Когда смотрите на них, о чем думаете?
- Мечтаю о том, что со мной никогда не произойдет. Хотелось бы увидеть детей взрослыми - как они будут определяться в этой жизни, кто с ними будет рядышком, кто их будет обнимать, от кого они будут рожать... Мне же 85 лет, и я понимаю, что Клару и Этель застану только в их детском возрасте...
Федор Григорьев
Фото автора.