Кино и ТВ
306 | 0

VI МКФ «Циолковский»: космодром между прошлым и будущим

VI МКФ «Циолковский»: космодром между прошлым и будущим
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Третий год ездим на Международный кинофестиваль программ и фильмов о космосе «Циолковский» и каждый раз не перестаю удивляться - как до сих пор при таком количестве представленных на нем работ кинематографистов, большинство из них живут на нашей земле, а не отправились в космическое пространство, как говорится, далеко и надолго.

Нынешний, шестой по счету фестиваль традиционно стартовал в День космонавтики, 12 апреля. Церемонию открытия решили провести под открытым небом, у стен Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского. Кто предложил такую идею — неясно: вдохновлённая голова или слегка ветреная — но стоять под пронизывающим холодом пришлось всем. Итог — на следующий день многие шмыгали носами. Зато задумка оказалась верной: рано нам обычным землянам в космос — погодные капризы выдержать не в состоянии.

Тем не менее, фестиваль представил внушительную программу — 108 фильмов из 25 стран, включая ретроспективы и специальные показы. Число фильмов оказалось символичным — именно столько минут длился полёт Гагарина. Об этом напомнила председатель жюри и директор музея Наталья Абакумова, выступая перед гостями.

Поэт и заслуженный деятель искусств Влад Маленко, под завывание ветра, читал свою поэму «Русские маяки», оформленную стильным аудиовизуальным сопровождением, вероятно, мысленно сопровождая строки более крепкой лексикой. Двумя днями позже в зале- трансформере ИКЦ он представит авторский спектакль «Человек для любви».

Документальный фильм на фестивале представила и заслуженная артистка РСФСР, кинорежиссер, сценарист, актриса и продюсер Наталья Бондарчук. Ее картина «Алтай. Зерно будущего» создана к 150-летию Николая Рериха и к 120-летию Святослава Рериха.

«Со Святославом Николаевичем Рерихом я встречалась в 1992 году три раза! Фильм для меня драгоценен воспоминаниями», – призналась Наталья Бондарчук, обращаясь к зрителям со сцены.

От Звёздного городка фестивалю также пришло приветствие: Герой России Олег Артемьев в видеообращении пожелал участникам ощутить то, что когда-то смогли прочувствовать первопроходцы и заодно проникнуться «космическими» эмоциями.

Во второй день Международного кинофестиваля фильмов и программ о космосе «Циолковский», 13 апреля, в Большом атриуме Музея истории космонавтики в Калуге состоялось одно из главных музыкальных событий фестиваля – героическая эпопея «Вперёд, к звёздам!» для большого симфонического оркестра и академического хора композитора и дирижера, народного артиста РФ Павла Овсянникова.

Эта эпопея рассказывает об истории освоения космоса в нашей стране и её первопроходцах. Центральное место в произведении занимает Юрий Гагарин – символ смелости и решимости. В нем подробно описаны ключевые этапы жизни Юрия Гагарина: детство, военные годы, учеба в авиационном училище, подготовка к полёту, сам исторический полёт, период признания и трагическая гибель.

Главный продюсер — президент фестиваля Игорь Угольников, режиссёр — Галина Власёнок.

Заслуженный деятель искусств, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ Влад Маленко представил композицию на основе пронзительных лирических произведений и гражданских стихотворений и песен. В программу были включены популярные басни Маленко, его рассказы о людях, чьё творчество определяет образ времени.

Специальными гостями были Роман Сорокин поэт и драматург, артист Московского театра поэтов Влада Маленко, продюсер всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест» и мультимедийного проекта «Царь-Пушкин». Александр Антипов, Кира Малыгина - артист, бард, автор песен и стихов, которые любят по всему миру, тонкий лирик и изящный актер, самобытный переводчик и носитель уникальной авторской интонации. Жаль, зал не был полон, а молодая публика, мягко говоря, не всегда понимала, что именно она слышит.

Когда Маск встретил Циолковского

Как такое возможно? На 6-м МКФ Циолковский- вполне! И произошло это событие на сцене ИКЦ: уже постоянный участник фестиваля «Театр села» дал премьеру пьесы «Илон Маск и Циолковский». Вернее, зрителю была предложена театрализованная читка пьесы.

В центре сюжета два великих человека, которые не нуждаются в представлении: миллиардер Илон Маск и учёный Константин Эдуардович Циолковский.

Не секрет что Илон Маск считает советского ученого Константина Циолковского гением. Циолковскому Маск, разумеется, неизвестен.

Интересно, если бы они встретились на самом деле, о чём бы стали разговаривать? Ведь оба грезят космосом, у этих двух людей из разных эпох есть общее- стремление сделать человечество космической цивилизацией.

Руководитель театра Глеб Данилов посчитал, что Циолковский в силу своего возраста, опыта, и, конечно, величия, должен в разговоре с Маском пытаться доказать, что искусственный интеллект не сможет превзойти человека, что во главе прогресса будет все- таки стоять человек, а не робот/

Создатели вместе с читкой пьесы устроили онлайн голосование, стоит ли ставить настоящий спектакль. Нужно отметить, что у Глеба Данилова нет звёзд! Он и сам прост в общении и открыт для всего нового. Не случайно молодой режиссер прошел в финал отбора по формированию кадрового резерва по направлению «Заместитель директора».

Кстати, правнук учёного Сергей Самбуров был специальным гостем премьеры, у него имелось лишь два принципиальных замечания к сценарию: Циолковский никогда не пил, и бабушка всегда была блондинкой.

Награды нашли своих героев

На следующий день 16 апреля в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковский состоялась торжественная церемония закрытия кинофестиваля. Опять же парадокс - погода была теплая, солнечная, можно было проводить церемонию на улице, но по воле организаторов на этот раз решено было проводить в помещении. Ведущими мероприятия стали документалист, журналист, телеведущий, писатель, программный директор документальной секции кинофестиваля Игорь Прокопенко и президент МКФ «Циолковский», народный артист РФ Игорь Угольников.

Традиционно церемонию открыл глава Калужской области Владислав Шапша. Приз губернатора он вручил короткометражному документальному «Легенды науки. Александр Чижевский. Вдохновленный солнцем». Приз из рук Владислава Шапши получил тележурналист и ведущий проекта Александр Мягченков.
 

Следующую награду – Приз президента фестиваля – вручил Игорь Угольников. Приз за полнометражный документальный фильм «Космос. Поле ядерной битвы» получили сценарист Анна Колодезнева, продюсеры Екатерина Романова и Александр Костриченко. Примечательно, что за эту же картину проголосовали журналисты.

Специальный приз к 70-летию космодрома Байконур сценаристу картины Анне Колодезневой от журналистского сообщества вручил писатель, главный редактор «АиФ-Калуга» Алексей Урусов.

Создатели фильма впервые рассказывают о том, как происходят битвы за космос и в космосе: начиная с истории ядерных взрывов в стратосфере и заканчивая новейшими способами уничтожения спутников противника. Много лет эта гонка вооружений двух сверхдержав — СССР (а позже России) и США — оставалась секретной. Но именно она позволила совершить научно-технические прорывы и внедрить массовые изобретения, которые изменили жизнь миллионов людей. Однако в настоящее время на военное присутствие в космосе всё активнее претендуют новые игроки. Авторы фильма «Космос. Поле ядерной битвы» отвечают на вопрос, как Россия поддерживает свое лидерство в этой области.

Вниманию зрителей представили чарующий терменвокс –музыкальный инструмент будущего родом из прошлого. Ведь советский кинематограф начал использовать его в сороковых годах прошлого века. В этом году на фестивале в жюри впервые сформирован «экспертный совет» космонавтов. Свой спецприз космонавт-испытатель Андрей Бабкин, герой РФ летчик-космонавт РФ Олег Артемьев и герой РФ летчик-космонавт РФ Сергей Прокопьев отдали полнометражному игровому фильму «Пришелец» и его генеральному продюсеру Максиму Добромыслову.

Чтобы наградить победителей в номинации «Лучшее полнокупольное кино», на сцену в ракетном зале были приглашены программный директор полнокупольной секции фестиваля, сопредседатель Ассоциации планетариев России Андрей Лобанов и старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, астрофизик – Олег Угольников. 

Специальный приз забрала картина «Покрышкин. Формула Победы» Большого Новосибирского планетария. Лучшей в этой номинации признали картину «Звездное небо древних» Музея истории космонавтики города Калуги. Награду получил заведующий физико-астрономическим отделом музея Дмитрий Фетисов. С победителем в номинации «Игровой короткометражный фильм» гостей познакомил член жюри, драматург и продюсер Эжен Щедрин. Лучшим был выбран российский фильм «Черный ящик», финалист Всероссийского студенческого конкурса короткометражный фильмов «Кино с человеческим лицом» Режиссёр: Николай Беляков

Краткое содержание фильма:

В черном ящике волшебным образом появляются предметы, помогающие исполнять мечты. Потеряв такой ящик, герой понимает, что может осуществлять свои мечты самостоятельно.

Ник — начинающий режиссёр. Он готовится к съёмкам амбициозного фантастического блокбастера о Марсе. Главная роль в этом проекте отведена Елизавете, дочери Сергея Михайловича, который финансирует эту инициативу. Цель фильма — сделать из Елизаветы настоящую кинозвезду. Однако, Сергей Михайлович, уставший от бесконечных кастингов на главную мужскую роль, решает проблему радикально: он выбирает первого попавшегося работника своего цеха по имени Ваня и настаивает, чтобы Ник дал роль ему. Ваня оказывается актёром-любителем, мечтающим о большом кино. Теперь Нику предстоит создать гениальный фильм с двумя непрофессиональными артистами.

 

Приз от Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России и семьи Циолковского получили две картины: короткометражный документальный фильм «Марс ждет нас» и короткометражный игровой фильм «Бандиты и любовь на Марсе». Дипломы и награды режиссеру Захару Решетнику и режиссеру Игорю Прокопенко за их картины вручили вице-президент гильдии, киновед, куратор программы ретроспектив МКФ «Циолковский» Николай Майоров и главный специалист отдела технической подготовки и проектирования деятельности космонавтов РКК «Энергия» имени С. П. Королёва, правнук Константина Эдуардовича Циолковского Сергей Самбуров.

Сергей Маховиков исполнил песню «Нежность» – любимую композицию Юрия Гагарина, без которой не обходится ни один МКФ «Циолковский». После этого трогательного выступления началось награждение основными призами фестиваля.

Гран-при «Клушанцев» за лучшие технические достижения и лучшие спецэффекты жюри решило присвоить полнометражному игровому фильму из Индии «Мой сосед – пришелец». Фабула: Развитые народы галактики боялись злобных землян, которые уничтожали свою планету и себя с ней. Но сама Земля была частью, важным элементом системы, которую неплохо было бы сохранить. Поэтому одна из цивилизаций послала на Землю разведчика, узнать, как там дела и что можно предпринять.

Как обычно (в индийском фильме), здесь есть главный антигерой – Арьян, Доктор зло, Он нашел камень, упавший с неба, обладающий огромной энергией. И решил с его помощью добывать очень ценный газ, находящийся около ядра Земли, используя камень для накачки лазерного бура. Он создал свою компанию и приступил к работе, а инопланетяне вычислили, что, когда он доберется до ядра Земли, он уничтожит всё живое на Земле…

Космонавты Андрей Бабкин и Олег Артемьев передали приз продюсеру Альберту Рябышеву, режиссеру Антону Барматову и артисту Борису Дейкову за фильм «Пираты галактики Баррракуда».

Гран-при «Королёв» фильму «Назад, на Дальнюю сторону» вручил Игорь Прокопенко. Для получения приза в Калугу приехал заместитель директора пресс-службы Китайской национальной космической администрации Сюн Пань.

Гран-при кинофестиваля «Циолковский» получил документальный фильм Михаила Костенчука «Геннадий Голобоков — Человек и художник будущего». Награду — скульптуру в форме фигурок с эмблемы фестиваля (рисунок созданный самим Константином Циолковским) и фрагментом настоящего метеорита — вручила председатель жюри Наталья Абакумова. Фильм стал итогом трёхлетней работы, включающей экспедицию в Балаково, интервью с близкими художника, архивные поиски, оригинальную музыку и профессиональную озвучку.

Картина раскрывает Голобокова не только как художника, но как фигуру, преодолевающую физические и социальные ограничения. Прикованный к постели с юности, он создал живописный и поэтический мир, в котором, по словам Костенчука, «резкий мазок» и «движение цвета» становятся выражением внутреннего сопротивления. Голобоков работает за пределами жанров, и его творчество неразрывно связано с философией космизма — с идеями регуляции природы, духовного преображения человека и воскрешения предков.

Фильм не даёт академического разбора, но строится как живой отклик на фигуру художника. По словам соавтора Надежды Караваевой, люди «писали со всего Союза», потому что Голобоков давал не просто искусство, а надежду. Его искусство воспринимается как личная утопия, продолжение фёдоровской мысли средствами живописи. Как отметила Людмила Котлова, сегодня «начинается эпоха возрождения русского космизма», и голос Голобокова — один из её первых и самых сильных сигналов.

Программа кинопоказов и событий МКФ «Циолковский» в этом году была как настоящая мультивселенная — разноплановая, многослойная, с собственными законами гравитации. Зрители перемещались из кинозала в зал, а также посещали планетарий Музея космонавтики, где шли показы полнокупольных картин о загадках космоса, современных открытиях и достижениях в науке и технике, проходили научно-популярные лекции и семинары. Словом, программа была составлена на любой вкус: от симфонической баллады до фантастического памфлета — каждое событие можно было сравнить с малой планетой, которую хотелось изучить, понять и, возможно, остаться на ней подольше.

Андрей Князев,

Али Фатяхутдинов.

Фото А. Фаттухутдинова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.