Кино и ТВ
1959

Василий Лановой: «С Горбачевым и Ельциным мне не о чем было разговаривать»

Василий Лановой: «С Горбачевым и Ельциным мне не о чем было разговаривать»

Великолепный актер, классик жанра, последний из могикан, настоящий патриарх отечественного кино... Сейчас он редко снимается в кино, практически не появляется на ТВ. Однако недавно сцена с Лановым привлекла всеобщее внимание. Ведь партнером прославленного актера в этой сцене был президент Путин!

«ИНОГДА ПРОСТО ЧЕШУТСЯ КУЛАКИ»

- Василий Семенович, вы сопредседатель движения «Бессмертный полк». Как родилась эта идея?

- Она родилась четыре или пять лет назад. В Томске 9 мая прошла техника, пролетели самолеты, прошли солдаты и офицеры, суворовцы, нахимовцы... Наступила пауза.

И вдруг из-за угла дома появились не военные, а женщины и дети. Они несли портреты своих погибших на войне дедов, отцов, прадедов. Человек 150 прошли. Элегантно, уверенно. Все были удивлены, особенно начальство. И на трибунах люди, которые поняли, что это было, вдруг начали плакать, некоторые побежали домой за своими портретами, чтобы пройти в этом строю.

Затем то же самое началось в Москве, движение разрослось невероятно и уже вышло очень далеко за пределы России.

Замечательное движение! Это же память о тех людях, которые отстояли независимость нашей Родины. Был такой фильм «Белорусский вокзал», там была песня со словами «одна на всех, мы за ценой не постоим». И не постояло за ценой то военное поколение. Наши отцы и деды всю мощь и мужество вложили в эту войну. И отдали свои жизни, здоровье...

- Сразу согласились возглавить движение?

- Вы знаете, мои родители каждый год отправляли нас на свою родину - на Украину. 20 июня 1941 года мама отправила нас, через неделю обещала приехать и забрать. Я помню красивые, громкие самолеты - не понимал, что это война...

Три с половиной года я провел в оккупации у немцев. И эти годы заложили фундамент на всю мою жизнь. Стихи, проза военная, дружество, которое было у тех людей...

Мы были в оккупации, а родители не приехали к нам ни через год, ни через два, ни через три. Они ничего о нас не знали. Позже я узнал, что мама и папа разливали жидкость на химическом заводе. Там очень много человек погибли. Уже на шестой день происходило полное уничтожение нервной системы, атрофия рук и ног...

Маму я похоронил инвалидом первой группы, отца - второй. Ну как, скажите, я мог отказаться от предложения стать сопредседателем этого движения? И, конечно, я очень рад, горд и счастлив, что и в Австралии, и в Америке, и в Париже, и в Берлине русские носят портреты своих отцов и дедов. Это - память!

- 9 мая этого года по Красной площади вы шли в «Бессмертном полку» вместе с Путиным. Как познакомились с президентом?

- Вообще, с руководителями страны до Путина я не был близко знаком. Разве что с главой советского правительства в 60-70-е годы Алексеем Николаевичем Косыгиным. С Брежневым виделся на концертах в Кремле, но мы не общались.

С Андроповым тоже. А с Горбачевым была возможность общаться, но я не хотел. Тогда уже понимал, какой этот человек непоследовательный, чувствовал, что от него исходит какая-то угроза для страны. С Ельциным тоже не общался. Потому что нам просто не о чем было говорить...

- А сейчас что бы сказали тем, кто считает военные жертвы напрасными, говорит о том, что Ленинград лучше было бы сдать?

- Да, время от времени на нас наваливаются всякие ублюдки и говорят: ну зачем вам столько земли? И еще подлее - зачем надо было ее защищать? Ленинград надо было сдать...

У меня возникает желание убить человека, который задает этот вопрос. Ведь еще живы те люди, которые все это пережили. Как они на это реагируют? Как при них можно говорить такие вещи? В таких случаях порой просто чешутся кулаки.

«БОЛЬШОГО ПОЗОРА НЕ ИСПЫТЫВАЛ»

- Василий Семенович, роль в движении у вас ведущая. А какую свою кинороль вы считаете самой главной?

- У меня есть 80 ролей в театре и столько же в кино.

В театре - это «Принцесса Турандот», «Антоний и Клеопатра» Шекспира, «Тринадцатый председатель». А в кино мне довелось сыграть Павку Корчагина.

И эта роль для меня, 21-летнего студента, стала основой патриотизма, служения Родине, становлением гражданской позиции. Потом мне пришлось играть разных любовников в фильмах «Анна и командор», «Странная женщина». И в классике, к примеру, в «Войне и мире» и «Анне Карениной».

Много было и такого, что просто не стоит вспоминать. Но самая моя любимая - в картине «Полосатый рейс». Эпизод, когда парень лежит на песке и так вальяжно-лениво говорит: «Красиво плывет группа в полосатых купальниках». Увидел, что это тигры, - и его уже нет на пляже.

- Ну а если говорить о знаменитом фильме «Офицеры»?

- Не могу сказать, что этот фильм мой самый любимый. Но, видимо, один из самых запомнившихся. Как все начиналось? Написан был великолепный сценарий Борисом Васильевым - это офицер в пятом поколении, который знал армию вдоль и поперек, у него есть великие рассказы, сюжеты о войне, сценарии.

Его вызвал к себе министр обороны Гречко и попросил написать сценарий о женах офицеров. Мол, мужиков в кино полно, но были же еще и жены офицерские. Через три месяца Васильев приезжает к Гречко и говорит: вот сценарий, я старался сделать, чтобы жена офицера была главной героиней, но ничего у меня не получилось - обычный любовный треугольник. Но сценарий получился удивительный.

И потом режиссер Владимир Роговой все это снимал. В главной роли Георгий Юматов, его жену сыграла Аленушка Покровская, актриса театра Российской армии. Ну а Ивана Варавву сыграл я.

Снимали мы в Ташкенте и Севастополе. Фильм, на мой взгляд, замечательный, он обошел всю страну. И мне очень нравится, что молодежь его оценивает. Значит, патриотизм, любовь к родине в картине есть. И мне это очень приятно.

- А за какие роли вам, быть может, стыдно?

- Нет таких ролей. Потому что у меня давно уже есть возможность выбирать. Еще на уровне читки сценария. Когда вижу, что это русская классика или мировая, я, естественно, соглашаюсь. А когда предлагают какую-ту чепуху или просто то, что мне совершенно не интересно, отказываюсь, говорю, «извините, я занят другим». Так что большого позора я не испытывал.

- Встреча с Сергеем Бондарчуком стала для вас судьбоносной?

- Я с ним познакомился еще во время съемок фильма о Павке Корчагине - в Киеве, в 1956 году. Рядом с нашим павильоном Сергей Федорович снимался в картине о великом украинском поэте Иване Франко, и мы выходили покурить в коридор, говорили о кинематографе. Много любопытного от него услышал. И потом мы с ним остались дружны до конца жизни...

Вообще, о Бондарчуке можно говорить много и долго. Но он был не только замечательным режиссером и актером, но и настоящим патриотом. Он ведь воевал, как и многие режиссеры и актеры того поколения. Каждый театр имел свою выездную фронтовую бригаду, и солдаты выступали перед солдатами.

Сейчас мы продолжаем эту традицию. В Сирию наши артисты из Питера слетали. Я выступаю перед кадетами, суворовцами и понимаю, что это тоже сродни тем фронтовым выступлениям. Мы ведь читали гораздо больше, чем нынешние подростки. Потому что у нас не было, слава богу, такого телевизионного натиска, который есть сегодня. Не было интернета. Поэтому наше поколение было самым мудрым, самым замечательным и талантливым.

- Вы добились в профессии всего. Что посоветуете молодому поколению?

- Для того чтобы все получилось в актерской профессии, надо чтобы было взято за основу классическое произведение и имелась на плечах умная, светлая, замечательная голова у режиссера, у оператора, сценариста, художника-постановщика. Чтобы такие картины, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», были образцом для подражания...

Андрей Князев

Коммерсантъ/

FOTODOM.RU

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru