Кино и ТВ
2971 | 0

Василий Лановой: «С Горбачевым и Ельциным мне не о чем было разговаривать»

Василий Лановой: «С Горбачевым и Ельциным мне не о чем было разговаривать»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Великолепный актер, классик жанра, последний из могикан, настоящий патриарх отечественного кино... Сейчас он редко снимается в кино, практически не появляется на ТВ. Однако недавно сцена с Лановым привлекла всеобщее внимание. Ведь партнером прославленного актера в этой сцене был президент Путин!

«ИНОГДА ПРОСТО ЧЕШУТСЯ КУЛАКИ»

- Василий Семенович, вы сопредседатель движения «Бессмертный полк». Как родилась эта идея?

- Она родилась четыре или пять лет назад. В Томске 9 мая прошла техника, пролетели самолеты, прошли солдаты и офицеры, суворовцы, нахимовцы... Наступила пауза.

И вдруг из-за угла дома появились не военные, а женщины и дети. Они несли портреты своих погибших на войне дедов, отцов, прадедов. Человек 150 прошли. Элегантно, уверенно. Все были удивлены, особенно начальство. И на трибунах люди, которые поняли, что это было, вдруг начали плакать, некоторые побежали домой за своими портретами, чтобы пройти в этом строю.

Затем то же самое началось в Москве, движение разрослось невероятно и уже вышло очень далеко за пределы России.

Замечательное движение! Это же память о тех людях, которые отстояли независимость нашей Родины. Был такой фильм «Белорусский вокзал», там была песня со словами «одна на всех, мы за ценой не постоим». И не постояло за ценой то военное поколение. Наши отцы и деды всю мощь и мужество вложили в эту войну. И отдали свои жизни, здоровье...

- Сразу согласились возглавить движение?

- Вы знаете, мои родители каждый год отправляли нас на свою родину - на Украину. 20 июня 1941 года мама отправила нас, через неделю обещала приехать и забрать. Я помню красивые, громкие самолеты - не понимал, что это война...

Три с половиной года я провел в оккупации у немцев. И эти годы заложили фундамент на всю мою жизнь. Стихи, проза военная, дружество, которое было у тех людей...

Мы были в оккупации, а родители не приехали к нам ни через год, ни через два, ни через три. Они ничего о нас не знали. Позже я узнал, что мама и папа разливали жидкость на химическом заводе. Там очень много человек погибли. Уже на шестой день происходило полное уничтожение нервной системы, атрофия рук и ног...

Маму я похоронил инвалидом первой группы, отца - второй. Ну как, скажите, я мог отказаться от предложения стать сопредседателем этого движения? И, конечно, я очень рад, горд и счастлив, что и в Австралии, и в Америке, и в Париже, и в Берлине русские носят портреты своих отцов и дедов. Это - память!

- 9 мая этого года по Красной площади вы шли в «Бессмертном полку» вместе с Путиным. Как познакомились с президентом?

- Вообще, с руководителями страны до Путина я не был близко знаком. Разве что с главой советского правительства в 60-70-е годы Алексеем Николаевичем Косыгиным. С Брежневым виделся на концертах в Кремле, но мы не общались.

С Андроповым тоже. А с Горбачевым была возможность общаться, но я не хотел. Тогда уже понимал, какой этот человек непоследовательный, чувствовал, что от него исходит какая-то угроза для страны. С Ельциным тоже не общался. Потому что нам просто не о чем было говорить...

- А сейчас что бы сказали тем, кто считает военные жертвы напрасными, говорит о том, что Ленинград лучше было бы сдать?

- Да, время от времени на нас наваливаются всякие ублюдки и говорят: ну зачем вам столько земли? И еще подлее - зачем надо было ее защищать? Ленинград надо было сдать...

У меня возникает желание убить человека, который задает этот вопрос. Ведь еще живы те люди, которые все это пережили. Как они на это реагируют? Как при них можно говорить такие вещи? В таких случаях порой просто чешутся кулаки.

«БОЛЬШОГО ПОЗОРА НЕ ИСПЫТЫВАЛ»

- Василий Семенович, роль в движении у вас ведущая. А какую свою кинороль вы считаете самой главной?

- У меня есть 80 ролей в театре и столько же в кино.

В театре - это «Принцесса Турандот», «Антоний и Клеопатра» Шекспира, «Тринадцатый председатель». А в кино мне довелось сыграть Павку Корчагина.

И эта роль для меня, 21-летнего студента, стала основой патриотизма, служения Родине, становлением гражданской позиции. Потом мне пришлось играть разных любовников в фильмах «Анна и командор», «Странная женщина». И в классике, к примеру, в «Войне и мире» и «Анне Карениной».

Много было и такого, что просто не стоит вспоминать. Но самая моя любимая - в картине «Полосатый рейс». Эпизод, когда парень лежит на песке и так вальяжно-лениво говорит: «Красиво плывет группа в полосатых купальниках». Увидел, что это тигры, - и его уже нет на пляже.

- Ну а если говорить о знаменитом фильме «Офицеры»?

- Не могу сказать, что этот фильм мой самый любимый. Но, видимо, один из самых запомнившихся. Как все начиналось? Написан был великолепный сценарий Борисом Васильевым - это офицер в пятом поколении, который знал армию вдоль и поперек, у него есть великие рассказы, сюжеты о войне, сценарии.

Его вызвал к себе министр обороны Гречко и попросил написать сценарий о женах офицеров. Мол, мужиков в кино полно, но были же еще и жены офицерские. Через три месяца Васильев приезжает к Гречко и говорит: вот сценарий, я старался сделать, чтобы жена офицера была главной героиней, но ничего у меня не получилось - обычный любовный треугольник. Но сценарий получился удивительный.

И потом режиссер Владимир Роговой все это снимал. В главной роли Георгий Юматов, его жену сыграла Аленушка Покровская, актриса театра Российской армии. Ну а Ивана Варавву сыграл я.

Снимали мы в Ташкенте и Севастополе. Фильм, на мой взгляд, замечательный, он обошел всю страну. И мне очень нравится, что молодежь его оценивает. Значит, патриотизм, любовь к родине в картине есть. И мне это очень приятно.

- А за какие роли вам, быть может, стыдно?

- Нет таких ролей. Потому что у меня давно уже есть возможность выбирать. Еще на уровне читки сценария. Когда вижу, что это русская классика или мировая, я, естественно, соглашаюсь. А когда предлагают какую-ту чепуху или просто то, что мне совершенно не интересно, отказываюсь, говорю, «извините, я занят другим». Так что большого позора я не испытывал.

- Встреча с Сергеем Бондарчуком стала для вас судьбоносной?

- Я с ним познакомился еще во время съемок фильма о Павке Корчагине - в Киеве, в 1956 году. Рядом с нашим павильоном Сергей Федорович снимался в картине о великом украинском поэте Иване Франко, и мы выходили покурить в коридор, говорили о кинематографе. Много любопытного от него услышал. И потом мы с ним остались дружны до конца жизни...

Вообще, о Бондарчуке можно говорить много и долго. Но он был не только замечательным режиссером и актером, но и настоящим патриотом. Он ведь воевал, как и многие режиссеры и актеры того поколения. Каждый театр имел свою выездную фронтовую бригаду, и солдаты выступали перед солдатами.

Сейчас мы продолжаем эту традицию. В Сирию наши артисты из Питера слетали. Я выступаю перед кадетами, суворовцами и понимаю, что это тоже сродни тем фронтовым выступлениям. Мы ведь читали гораздо больше, чем нынешние подростки. Потому что у нас не было, слава богу, такого телевизионного натиска, который есть сегодня. Не было интернета. Поэтому наше поколение было самым мудрым, самым замечательным и талантливым.

- Вы добились в профессии всего. Что посоветуете молодому поколению?

- Для того чтобы все получилось в актерской профессии, надо чтобы было взято за основу классическое произведение и имелась на плечах умная, светлая, замечательная голова у режиссера, у оператора, сценариста, художника-постановщика. Чтобы такие картины, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», были образцом для подражания...

Андрей Князев

Коммерсантъ/

FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.