Кино и ТВ
1938 | 0

Самал Еслямова: «Кейт Бланшетт обняла меня, как сестра»

Самал Еслямова: «Кейт Бланшетт обняла меня, как сестра»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Фильм «Айка» попал в шорт-лист претендентов на премию «Оскар». И шансы определенно есть.

Во всяком случае, работу казахстанской актрисы Самал Еслямовой, исполнившей в картине главную роль, уже высоко оценили - «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля!

- Ну что, Самал, к «Оскару» платье шьете?

- (Смеется.) Нет. Если уж так получится, что «Айка» попадет в номинацию, тогда что-нибудь придумаем и с нарядом. Конечно, на таких мероприятиях нужно выглядеть соответственно, но все же главное - наша картина, ее участие в конкурсе.

- Приз за лучшую женскую роль, который вы получили в Каннах, уже огромное достижение. Из наших актрис только Татьяна Самойлова была отмечена премией жюри за фильм «Летят журавли», и случилось это 60 лет назад. Какие чувства испытали вы, когда стояли на сцене Дворца фестивалей?

- Я в тот момент думала о нашей картине, о нашей группе, что вот меня выделили, а ведь награду заработали мы все. Не может быть просто хорошо сыгранной роли отдельно от фильма. Если бы не было сценария, если б не было такого режиссера, если б не работала команда, то не было бы вообще ничего. Поэтому приз за лучшую женскую роль - это приз за картину.

- Говорят, история Айки, нелегальной мигрантки из Киргизии, переживающей тяжелейшие удары судьбы в Москве, так растрогала председателя жюри Каннского фестиваля Кейт Бланшетт, что она вас обняла...

- Да, после премьеры. На премьере мы очень волновались, потому что не все успели сделать, как хотели, - спешили к фестивалю. И вот фильм закончился, я стою. Вдруг ко мне подходит высокая женщина, много выше меня, и обнимает. И вот так стоит-стоит, не разнимая рук, а потом уходит, ничего не сказав. Меня потом спросили: «Ты знаешь, кто обнимал тебя? Это же была Кейт Бланшетт!» (Смеется.) А я не знала... Но в ее объятии я почувствовала поддержку и теплоту. Так же обнимали меня мои сестры.

- Этот фильм снимался шесть лет. Почему так долго?

- Потому что Сергей Дворцевой, режиссер картины, снимает по крупицам, добиваясь полной достоверности. Скажем, Сергей не хотел, чтобы что-то делалось на компьютере, поэтому мы, например, ждали, когда выпадет реальный снег. Плюс к этому в «Айке» снималось много непрофессиональных артистов, что тоже осложняло и удлиняло работу.

- В этой картине что ни сцена - шок. Какая далась вам особенно тяжело?

- Мы изучали физическое состояние женщин, которые только что родили. Сыграть это состояние было для меня сложнее всего - сыграть боль, когда у тебя ничего не болит, когда ты сама никогда не проходила через такое, не знаешь, как это бывает. Ведь у меня самой нет детей, я не замужем. Поэтому каждое движение тела Айки было отрепетировано до мельчайших деталей.

Многие мне говорили, что у них было полное ощущение спонтанности всего происходящего, и они удивлялись, как мне удалось передать страдания Айки так точно. На самом деле ничего спонтанного в фильме нет. Все прошло через множество репетиций.

- Финал картины оставляет зрителя перед выбором: считать, что дальнейшая судьба Айки будет еще горше или же что произошедшее с ней в последних кадрах - чудо, которое выведет ее из тупика. А что вы думаете о будущем вашей героини?

- Конечно, для меня оно позитивное, потому что Айка, несмотря на тяжелую жизнь, не превратилась в бездушного человека, она поняла, что главное - ее ребенок.

- Сами вы приехали из Казахстана поступать в ГИТИС. Планировали жить и работать в России?

- Не было такой цели. Я в детстве читала биографию одного артиста, там было написано, что он окончил ГИТИС. И я думала: ГИТИС - это что-то необыкновенное, там учатся, наверное, ужасно талантливые люди, небожители.

В Казахстане я училась в театральном колледже, после того как снялась в «Тюльпане» (фильм Сергея Дворцевого, также получивший приз Каннского фестиваля. - Ред.), стала думать, что мне надо получить высшее образование. Мой педагог посоветовала: попробуй поступить в Москве. Это же стали говорить и другие люди. И я решила: ладно, попробую. Ну не поступлю - вернусь. Но пробоваться буду только в ГИТИС. Поступила. И это были замечательные годы!..

Марина Бойкова.

Фото: кадр из фильма.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.