Кино и ТВ
3187 | 0

Режиссер Кирилл Зима: «Денежная лихорадка – не в США, а в России»

Режиссер Кирилл Зима: «Денежная лихорадка – не в США, а в России»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Режиссер Кирилл Зима успешно работает в Америке и снимает игровое кино с известными американскими артистами. 

Он работает в разных жанрах, и каждая его картина получает международный резонанс. В Америке его считают новатором. В интервью «Миру Новостей» Кирилл Зима рассказывает о своей первой работе в кино, которая произвела фурор во всем мировом сообществе.

- В своем первом фильме «Сука» вы показали бич России – как царской, советской, так и современной, когда судят человека по одежке, фасаду, не пытаясь узнать содержание.

Ваши фильмы о предупреждении Воланда в романе «Мастер и Маргарита»: «Судите о человеке по костюму. Никогда не делайте этого». Это свойство – поверхностный взгляд на оболочку – явление российского менталитета, или мировое?

- Вы совершено правы. С одной стороны это наследие царской России. Вечное деление людей на «холопов» и «господ». С другой – это какая-то постсоветская травма, когда даже элементарное наличие самого простого автомобиля было признаком чуть ли не элитарности.

Каким-то мистическим образом это дошло и до молодого поколения. Многим достаточно увидеть ухоженную девушку, и они сразу думают, что могли бы ей обладать, если бы у них были какие-то материальные блага. Благ нет. Перспектив нет. А есть только возможность унижать. Это абсолютно болезненный сексистский взгляд, с которым в России непременно нужно бороться.

- Актуален ли этот порок в других странах?

- Одиночные явления могут быть самыми разными. Но такой эпидемии как в России, я нигде не видел.

В США, например, абсолютно точно нельзя руководствоваться этим принципом. Здесь миллионеры, которым иногда принадлежат огромные корпорации, могут выглядеть очень просто и ездить на самых недорогих машинах. Вспомните, например, Марка Цукерберга и как он всегда просто одевается, кстати, и машина у него для его статуса более, чем скромная. В то же время ездить на дорогой машине может кто угодно.

В Америке есть такая система – «лиз». Это что-то вроде кредита, но с той разницей, что автомобиль тебе не принадлежит и никогда принадлежать не будет. Ты просто каждый месяц выплачиваешь определенный взнос. Но если хочешь машину поменять, передаешь этот «лиз» кому-то другому, а сам берешь новый.

Я никогда этим не пользовался, поэтому могу объяснять что-то не совсем правильно, но суть в том, любой стабильно работающий человек может себе позволить новую модель практически любого автомобиля. Поэтом пускать пыль в глаза благополучием, как это любят делать наши соотечественники, не особенно принято. И, честно говоря, это очень приятно.

- Как вы думаете: почему люди равнодушны к человеческим достоинствам – богатству внутреннего мира, душевной красоте, но ревнивы, завистливы к тем, кто обладает материальными ценностями?

- Ну, во-первых, слава Богу, не все. А, во-вторых, мне кажется, причина в том, что многие не понимают самой простой истины. А именно того, что люди с богатым внутренним миром иногда могут дать куда больше, чем люди, сосредоточенные на зарабатывании денег. Знаете, всё это деление на «полезные» и «бесполезные» знакомства.

В мире кино это вообще очень болезненный вопрос. Вот этот человек поможет найти денег на проект, а этот нет. Вот у этого человека есть связи, а у этого нет. Многие этим просто одержимы. Но помимо этого есть и другие люди, которые очень талантливы, но не умеют «правильно себя продавать». В современном киномире это, конечно, проблема.

- В фильме «Сука» вы показали девушку, у которой есть красный Ягуар, но нет ноги и, парня, у которого нет «Ягуара», но есть нога и нет совести. Прием контраста. Причем несчастны и обделены и парень, и девушка. Ответным ударом девушки по здоровому парню вы как бы уравниваете обе стороны. Почему вы это сделали? Ведь если бы девушка не ответила, она была бы выше?

- Не соглашусь. Это не она его ударила. Это я её руками его ударил. За неё. За всех остальных жертв стереотипного мышления. Почему-то в представлении русского зрителя хороший герой – это герой, способный остаться жертвой. Какая-то традиция мученичества.

Меня, как автора, это не устраивает. И я высказал эту мысль её ударом. Для меня это не уравнивание - постоять за себя, а не промолчать и всё стерпеть. Моя героиня не становится ниже от того, что может ответить, даже в её положении. И её ответ – не скромный молчаливый взгляд, полный боли и обиды, а сильный выпад против несправедливости и хамства.

Я правда начинаю беспокоиться за Бориса Перцеля, прекрасного актера, исполнившего роль мерзавца в «Суке». Фильм становится все популярнее и на него начинают косо поглядывать. У нас все-таки люди не всегда умеют отличать актера от персонажа.

Что же касается красного Ягуара героини, то я знаю, что у кого-то это вызвало негодование. Кто-то даже писал, что во всем мире не найдется инвалида, у которого была бы такая машина. Серьезно? Откуда такое желание видеть инвалида нищим?

Это какое-то вымещение чувства собственной неполноценности. Да и вообще это просто машина, а не какая-нибудь летающая тарелка или подводная лодка, как можно подумать по реакции некоторых зрителей. Эта машина не дороже многих машин, которыми под завязку забиты московские пробки.

- В новых работах, снятых в США, вы также показываете, что люди одержимы погоней за материальными ценностями даже в условиях апокалипсиса. Неужели человека, одержимого успехом и богатством, ничто не остановит от жажды удовольствий и обогащения?

- Ну, если говорить про «OCEAN», то там речь об амбициях, а не об обогащении. Там для героя самореализация намного важнее, чем какие-либо материальные блага. И даже перед лицом неотвратимости смерти, он продолжает делать свою работу и не теряет лица.

Для него самое важное это та ответственность, которую на него возложило руководство, то есть вести прямой новостной эфир, возможно даже последний в его жизни. И для него в этот момент нет ничего важнее, такая идейная преданность и амбициозность, безусловно.

Что же касается фильма «Hot Set», то там несколько героев, и для каждого из них важно что-то своё. Один размышляет о невозможности смерти как таковой, другого изнутри поедает ощущение творческой нереализованности, еще один персонаж одержим страхом и пытается сбежать, хотя у него уже нет на это времени, да и бежать ему на самом деле некуда и не к кому.

Никакой мысли об обогащении или об удовольствиях, с моей точки зрения, там нет. Да, там есть секс. Но он является следствием какой-то скрытой любви, какого-то скрытого влечения, одного из основных инстинктов выживания, если хотите.

Так что в моих работах материальные ценности не являются столь важными. Моё кино оно о другом. О человеке, о невозможности принятия смерти, о необходимости быть собой и уметь за себя постоять, и даже иногда отомстить. Знаю, что эта мысль почему-то бывает чужда российскому зрителю, но все же я считаю, что в кино очень важно показывать не безнаказанность, а, напротив, ответственность за любые поступки.

- Насчет денежной лихорадки…Сегодня она сильнее проявляется в России или в США?

- И да полетят в меня камни, но, конечно, в России. Я уже говорил, что в Америке не столь важно как ты одеваешься и на какой машине ездишь. Да и вообще денежная лихорадка больше проявляется там, где есть большее разделение между желаниями и возможностями людей.

Да, американцы ценят деньги, и, что еще более важно, ценят свой труд и своё время. На американской съемочной площадке невозможно задержать на час обед или безнаказанно заставить всю группу переработать пять часов.

Думаю, что вам не надо объяснять, что в России это происходит повсеместно. И поверьте дело не в том, что кто-то там не хочет ради большого искусства потратить несколько лишних часов своего времени. Дело в элементарном уважении. Если его нет – это инфекцией расползается по всем сферам жизни. Если оно есть, то оно просто есть.

- Насколько различны моральные ценности в России и в США? Или моральные вопросы – одинаковые во всем мире и во все века?

- Ценности вроде бы одни, а вот их понимание, и, что самое главное, достижение у всех совершенно разное. Давайте поговорим, например, о самой главной ценности – о добре.

В Америке определенно действует очень простой закон – относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Улыбайся, будь вежливым, «не будь сволочью – никто не любит сволочей». В России люди будто все время требуют к себе добра, ничего не давая в замен. «Вот ты будешь ко мне добр – тогда и посмотрим».

Кончено, я очень сильно всё это упрощаю. Все люди разные. В России много потрясающих, совершенно невероятных добрых и искренних людей. И я ни в коем случае не хочу чтобы кто-то принимал эти слова на свой счет. Я говорю о некоем принципе.

Мы тут сегодня часто упоминаем автомобильную тематику. Поэтому приведу пример с парковками. Я всегда очень паранойедально отношусь к тому, чтобы парковаться по разметке. Для меня невыносима мысль, что из-за моей неаккуратности кому-то будет дискомфортно. Это же нормально? Я не хочу быть придурком и чтобы вокруг меня были придурки.

Но в Москве почему-то считается, что если ты припарковался сразу на два места, то ты «царь горы». А если это еще и инвалидные места, то ты вообще красавчик.

Я уверен, что даже в людях, которые иногда так поступают иногда проскакивают какие-то добрые позывы, желание кому-то помочь, сделать что-то хорошее. Просто базовый уровень взаимоуважения не развит.

Я не говорю, что в Америке этого нет. Но вот еще одно отличие. Если в Америке – даже в безумном Лос-Анжелесе делаешь кому-то замечание, то к нему как правило прислушиваются. В России, сами понимаете, многие скорее пойдут на конфликт, чем признают свою неправоту, даже если она совершенно очевидна.

- Вы воспитаны на русской классике. В Америке любят русскую классику. Русская классика во многом создала американскую классику. Нет ли у вас намерения трансформировать русскую классику применительно к американской жизни?

- С одной стороны об этом невозможно не думать. В голове постоянно вертятся мысли о голливудских экранизациях русской классики, или об адаптации классической драматургии в современных реалиях. Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что во многих случаях придется сильно изменить существующие сюжеты, изменить динамику, заданную в самом произведении. Это немного пугает. Может быть когда-нибудь. Сейчас у меня настолько большое количество готовых к реализации оригинальных сценариев, и концепций, которые хочется воплотить в жизнь, что думать об этом пока точно рано.

Александра Шестакова.

Фото А. Черненка,

кадры из фильма.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.