В рамках внеконкурсной программы XV международного фестиваля «Победили вместе» в Севастополе показали дебютную короткометражную работу начинающего режиссера и продюсера Луны Беляевой — «Стакан воды».
Фильм в сатирической манере раскрывает тему свободных отношений между мужчинами и женщинами в ранние годы советской власти.
Героями фильма выступили идеологи новой революционной морали, предводитель партии большевиков — Владимир Ильич Ленин, и его единомышленницы — Александра Коллонтай и Инесса Арманд.
Фильм представили исполнители ролей: Владимир Якунин, Людмила Бельянинова и Наталья Беляева, которые впервые попробовали свои силы в создании кинофильма.
Картина начинается со сцены, предшествующей революционным событиям в России, в которой лидер большевиков и его соратницы, находясь в вынужденной эмиграции в Швейцарии в 1916 году, обсуждают возможности нового радикального обустройства общества.
Александра Коллонтай настаивает на эротической дружбе — между мужчинами и женщинами, подкрепляя свой манифест словами Жорж Санд: о том, что каждый может удовлетворить свои половые потребности также легко, как выпить стакан воды.
Ильич также ратующий за «любовь без ревности», предлагает на время оставить в стороне «стаканы с водой» для свершения более важных дел.
Во второй раз герои «Стакана воды» встретятся, после установления Советской власти, в 1919 году в резиденции Горки, где Ленин поручит Александре Коллонтай стать наркомом молодой Крымской Республики, назначив ей в помощники загадочного товарища Андрея...
Несмотря на очевидную иронию и заигрывание с историческим контекстом, создатели «Стакана воды» очень ответственно подошли к написанию сценария — все реплики произносимые в фильме героями: Коллонтай, Арманд, Ленина взяты из подлинных исторических источников и произносились ими в разное время.
Сакраментально в контексте сегодняшних исторических событий, звучит фраза взятая из речи Коллонтай, в исполнении Людмилы Бельяниновой: «Крым наш отныне и навсегда!»
По своей форме фильм является прямым продолжением движения кинолюбителей, из которого выросло не одно поколение талантливых советских кинематографистов, в рядах которых были такие мастера кино, как: Дзига Вертов, Григорий Рошаль, в более поздний период Глеб Панфилов и др.
Кинолюбительство как направление живо и в наши дни. В настоящее время в мировом кино появился новый тренд: снимать кино при помощи минимальных средств и вложений. Удачным примером такого подхода можно назвать фильм Содерберга «Не в себе» целиком снятый на камеру айфона.
Создатели фильма «Стакана воды» умело используют широкие возможности кинематографических средств, тем самым продолжая и развивая традиции кинолюбительства в нашей стране.
Алексей Вишец.
Фото А. Князева.