Сегодня мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь по адресу: adv@mirnov.ru.
Кино и ТВ
1796

Киносообщество и регионы могут остаться без фестивалей

Киносообщество и регионы могут остаться без фестивалей

Похоже, в текущем году сразу несколько значимых во всех отношениях кинофестивалей могут остаться без поддержки Министерства культуры Российской Федерации.

На заседании Экспертного фестивального Совета при Минкультуры РФ, решения которого носят рекомендательный характер, ряд фестивалей не были включены в список, которым Министерство должно оказать материальную поддержку. Среди них, ставший в последние два года крупнейшим фестиваль документального кино России – Севастопольский Международный фестиваль «Победили вместе», два фестиваля детских фестиваля – это, Российский фестиваль визуальных искусств в «Орленке» и Международный детский кинофестиваль в «Артеке», старейший кинофестиваль в Питере «Виват, кино России», небольшой, но значимый – «Международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». 

Все эти фестивали имеют большое культурное значение для жителей регионов, в которых они проводятся. Конечно, организаторы найдут возможность его организовать и провести на достаточно высоком уровне, как было всегда. Но сам факт отсутствия помощи и поддержки Министерства культуры, могут сослужить плохую службу самому ведомству, оказав ему в глазах местной интеллигенции «медвежью услугу».

К примеру, фестиваль «Победили вместе», ежегодно проводимый в Севастополе с 2005 года, который за это время, по понятным причинам, особенно с 2014 года, сумел завоевать авторитет в международном профессиональном сообществе, что немаловажно для нашей страны.

Фестиваль доказал, что культура может противостоять санкциям. В 2020-м, очень сложном, как вы знаете, году, несмотря на трудности, к участию в фестивале было отобрано более 150 зарубежных и российских документальных и телевизионных работ из 35 стран мира, и 22-х – из городов России. Фестиваль, созданный Героями Советского Союза – жителями Крыма и Севастополя, сохраняет и развивает свои героические традиции и является крупнейшим документальным фестивалем России по совокупности профессиональных критериев.

Чтобы не быть голословными, выслушаем мнения организаторов и участников некоторых фестивалей, которые фестивальный Экспертный Совет посчитал менее значимыми, чем другие.

Анна Пендраковская, киновед, кинодраматург, продюсер, психолог:

– Такое даже в дурном сне не приснится. Экспертный совет Министерства культуры России рекомендовал лишить финансирования из государственного бюджета 45 кинофестивалей, в том числе широко известные детские и международные. Как это задевает интересы граждан других стран, в частности Греции?

Таким образом, государственной поддержки по воле группы экспертов должны лишиться фестивали, собиравшие лучшие фильмы по всему миру, приглашавшие их создателей, деятелей культуры тех стран, которые на политической арене могли оказываться политическими соперниками России, но культурные связи оказывались часто той «мягкой силой», которая помогала улаживать конфликты и достигать взаимопонимания.

Тому примером были и дискуссии во время творческих встреч, на которые мог свободно прийти любой гражданин, высказать свое мнение об увиденном и понять, что волнует граждан в другой части мира. Там происходил обмен не только информацией, но и позитивной энергией, о дефиците которой так много говорится в связи с пандемией. Почему это вдруг стало для общества, а значит и государства неважно? Какие новые выдвинуты приоритеты в сравнении с «дружбой народов» и солидарностью?

Андрей Осипов, режиссер-документалист, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат кинопремий «Ника» и «Золотой Орел», премии «Лавр», победитель и призер десятков международных киносмотров мира: 

– Я с тревогой узнал о том, что фестиваль «Победили вместе», который для меня стал родным, может лишиться поддержки Министерства культуры РФ. Не понимаю, чем руководствовались члены фестивального комитета, когда принимали такое решение. Возможно, они ни разу не были на этом фестивале, не испытывали волнение, которые испытывали мы, участники этого замечательного кинофестиваля.

Сергей Дебижев, режиссер-документалист:

– Меня очень расстроила ситуация, в которой оказались очень достойные, имеющие славную историю фестивали: это и «Виват кино. Россия», и «Киношок», и «Победили вместе». Генеральный продюсер последнего, предложил открыть ранее намеченный на май фестиваль моим фильмом. Я уже стал готовиться к этому. И вдруг, такая недобрая весть. Фестиваль этот значимый, интересный, любимый севастопольцами.  Рекомендовать отказывать в финансировании такому фестивалю могут только люди, которые в последние годы не были в Севастополе, не знают настроение людей, не понимают, насколько фестиваль поднимает дух жителей города, их морально-нравственный настрой.

Уверен, что президент фестиваля, известный режиссер и актер Владимир Меньшов, художественный руководитель фестиваля Сергей Мирошниченко, председатель жюри Владимир Хотиненко и генеральный продюсер Валерий Рузин, смогут добиться справедливого и правильного решения Минкультуры, совместно с членами фестивального комитета, и изменить свое мнение относительно финансирования.

Мы собрали лишь малую часть высказываний известных кинодеятелей, их было гораздо больше и это понятно. Однако читателю, думается, будет небезынтересно выслушать и мнение одного из членов Экспертного Совета фестивального комитета Павла Шведова:

– Напомню лишь, что Кинофестивальный совет не распределяет деньги и бюджеты, а лишь даёт рекомендации поддержать те или иные кинофестивали, поданные на госфинансирование. Если фестивали получили положительные рекомендацию, то это не означает их автоматического финансирования, но они попадают в спектр внимания Минкультуры уже на несколько иных основаниях, и наоборот, если фестивали не получили рекомендацию, то это не означает их автоматической смерти, а лишь свидетельствует о том, что достаточно существенная часть совершенно разных и несовместимых друг с другом в иной реальности экспертов задаётся вопросом в правильности и адекватности проведения киносмотра, и это – такой сигнал командам фестивалей о том, что, возможно, нужно что-то менять и улучшать в их событии. И я рад, что в этом году некоторым таким фестивалям удалось пройти эту доселе непреодолимую преграду в виде рекомендации профильного совета.

В том, что многие из 45-ти кинофестивалей, которым Экспертным Советом рекомендовано в финансовой поддержке Министерства культуры все же состоятся, у меня сомнений нет. Хочется верить, что это решение фестивального комитета не станет окончательным и печальным вердиктом для многих важных и нужных кинофестивалей.

Современная же реальность заставляет всех игроков – и старые фестивали, и новые киносмотры, и Минкультуры с экспертами – прочувствовать конкуренцию и начать делать более качественные события, если хочется получать федеральные деньги.             

В Минкультуры правильно поступили, что не побоялись практически моментально опубликовать результаты работы Кинофестивального Совета. То обсуждение, которое началось вокруг коллегиального решения совета, заставит фестивальные команды лучше подготовиться к предстоящим в конце года питчингам, и понять, с какими целями, для чего и кого они проводят свои мероприятия. Хочется также понимать, что кинофестиваль проводится не только для детей, семей и добра, не только для тусовки и посиделок с товарищами, но и для развития киноязыка, кинопроцесса и индустрии в целом. Вот в этом должна быть главная суть кинофестивалей.

Андрей Князев.

Фото автора.

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Комментарии (0)