Сегодня мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь по адресу: adv@mirnov.ru.
Кино и ТВ
16050

Как Маковецкий стал Грозным

Как Маковецкий стал Грозным

Сериал «Грозный», который прошел на канале «Россия-1», сейчас обсуждают все кому не лень.

Правда или вымысел, царь настоящий или ряженый, достоверно показано или халтура?.. А мы решили узнать, как создавалось столь масштабное кинополотно.

Как говорят создатели сериала, для съемок были созданы тысячи предметов гардероба: кушаки, воротники, красные кафтаны кремлевских стрельцов и черные - опричников, одежда горожан и крестьян, татарских послов и войска крымчаков, доспехи военачальников. Художники по костюмам буквально на ощупь изучали гардероб эпохи в запасниках Исторического музея: власяницу и яркий стеганый халат Ивана Грозного, женские уборы и церковное облачение.

- Вообще русский костюм сложный, не каждому пойдет, - рассказывает художник по костюмам Наталья Салтыкова. - Чтобы не сделать актера смешным, надо очень тонко рассчитывать все пропорции. Но у нас все сложилось, особенно с высокими шапками думских бояр. Актеру Никите Панфилову в роли боярина Челяднина она удивительно идет! Князь Курбский носит нетипичные для русского костюма жилеты с европейскими круглыми застежками на цепочке. Малюта одет как простой солдат, Федор Басманов - модник и щеголь. И, конечно, Грозный: молодой - светлый, золотой - и старый - черный, во власянице, с темной шапочкой - тафьей.

Батальные сцены тоже очень важны для исторической драмы. Как нам удалось узнать, жестокое сражение при Молодях - а это одна из главных побед русского войска при Иване Грозном - создавали силами всего 30 каскадеров. Правда, под руководством легендарного постановщика трюков Виктора Иванова, который работал со Стивеном Спилбергом и получал призы в Голливуде.

- В знаменитой битве при Молодях участвовали 27 тысяч русских воинов и более 40 тысяч татарских. Нас, каскадеров и массовки, понятное дело, было намного меньше, поэтому переодевались и переклеивали бороды по несколько раз в день - то крымчак, то опричник, то ополченец. Но бой получился на славу: порох и огонь создали атмосферу ада! - говорит Иванов.

Но главное - это, конечно, личность самого царя. А их в сериале как бы двое. Молодого - энергичного и деятельного правителя, который покорил Казань, создал войско, установил новый закон, - играет Александр Яценко. Жестокого тирана - того самого Грозного, в которого Иван IV перерождается после гибели наследника и любимой жены, а также после предательства сподвижников, - Сергей Маковецкий. Артисты, как ни крути, разные. Перед ними была задача - слиться в единый образ, а перед гримерами - добиться портретного сходства. Поэтому, например, Маковецкий перед каждой съемкой проводил в гримерной по 2-3 часа!

- Гениальный у нас Грозный-Маковецкий! - восхищается художник-постановщик Евгений Качанов. - Невероятно так перевоплотиться - у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет и когда берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не руки артиста Маковецкого, а руки древнего старца. Как он это делает, я не понимаю.

Споры об Иване Грозном, как известно, ведутся давно. Он, наверное, самый обсуждаемый, осуждаемый и неразгаданный государь в русской истории. Так все-таки: гений или злодей? Интересно, что скажет сценарист сериала.

- Из всего, что я прочел, передо мной возник образ в первую очередь страдающего человека, - говорит автор сценария Тимур Эзугбая. - Сироты, который с самых юных лет был ожесточен унижениями. Человека греховного, который мечтал стать праведником, но не смог. Человека, которого всю жизнь окружали предательство и заговоры и чья жестокость была единственно возможным ответом. Нет желания как-то обелить Грозного. Говорить, что он не совершал чудовищных злодеяний, неверно. Но нельзя забывать, в какое время он жил: в Европе в ту эпоху казни и расправы были обыденностью.

ДВА ИВАНА

Александр Яценко:

- Это у меня уже второй царь, я играл Петра III в «Екатерине». Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают. Но мне не страшен Иван IV, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжелое, что может быть. Я, может быть, хотел бы сыграть абсолютно счастливого монарха, но такое невозможно. Поэтому у нас все по-настоящему: власть - тяжелая ноша.

Сергей Маковецкий:

- Главное, что отличало Иоанна Васильевича, - как он говорит, «лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу». Он прекрасно понимал, что совершает великий грех, и ничего не мог с собой поделать и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности - грех страшный и страх Божий, - все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: «Об одном молю, чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей». Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном…

Ксения Позднякова.

Фото: телеканал «Россия-1».

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Комментарии (0)