Оказывается, там все идет по сценарию, а конфликтные ситуации заранее прорабатываются.
Не раз, конечно, говорилось о том, что многое в наших ток-шоу - постановка и игра на камеру. Но обычно телевизионщики это опровергают: мол, что вы, что вы, у нас все по-настоящему, а все эмоции - живые. Поэтому сомнения насчет искусственно выстроенных мизансцен, конечно, оставались. И вдруг Александр Гордон в недавнем интервью Юрию Дудю признается:
- Накануне вечером редактор присылает верстку. Перед программой у нас летучка: мы разбираем сценарий с шеф-редактором.
Также телеведущий сообщил, что оскорбляет участников шоу зачастую не из-за того, что ему так хочется, а потому, что надо дать красочную картинку, подлить масла в огонь дискуссии. Ради этого он, кстати, в одном из недавних выпусков своей программы даже попытался придушить участника капроновыми колготками.
- Вы же понимаете, что никто не будет смотреть историю, если ты ее не подашь и не пропустишь через себя, - пояснил Гордон. - Я же не могу просто сидеть в студии, кивать и задавать какие-то разумные вопросы. Мне приходится негодовать.
- Саша Гордон - умный, маститый ведущий, большой профессионал. И он имеет право рассказать все по-честному, - заметил телеведущий и постоянный эксперт различных ток-шоу Владимир Березин. - Другие же держат в секрете эту кухню. Да, основная структура таких передач постановочная. Но надо уточнить, что прямо четкого сценария, в котором чуть ли не реплики прописаны, конечно же, нет. Есть некие наброски - реакций, эмоций, поворотов в развитии событий. И конечно, никто не репетирует ситуации. Нет такого, чтобы говорили участникам: вот в этом месте вам надо подраться, а если кто-то во время удара промахнулся, то сцену переснимают. Нет, это же не художественное кино!
Редактор может подойти к участникам или гостям и сказать: «Вот в этом месте надо сделать так, чтобы было ярко». Есть еще некие обсуждения каждого выпуска. Это когда режиссеры, продюсеры, ведущие садятся за стол и разбирают историю, которую планируется показать, обсуждают наброски, о которых я сказал. Но во время съемки выпуска все может поменяться. Продюсер или редактор может сказать ведущему в «ухо» (компактный прибор, позволяющий слушать указания по ходу съемок): «Обрати внимание, что вот эта участница сказала». И ведущий разворачивает разговор так, чтобы заострить внимание на той самой участнице. Это делается для того, чтобы создать образ программы, который запомнится. И выполнить определенную задачу. А задача у телевидения просветительская.
Да-да, сейчас многие ругают ток-шоу, а некоторые, как Маша Шукшина, требуют их все закрыть. Но они ведь тоже выполняют обучающую функцию. Ток-шоу - это своего рода компьютерная игра, в которой отображается реальность. И если участники ведут себя там по уму, адекватно, все развивается спокойно и логично, то зритель понимает, что именно так надо себя вести. А если в студии происходит драка, герои друг друга оскорбляют, то это смотрится настолько глупо и некрасиво, что зритель сразу для себя решает: а вот так себя вести не надо, это отвратительно!
Ток-шоу показывают не для того, чтобы люди там ругались и дрались. Это модель нашей жизни, на которой демонстрируется все хорошее и все плохое. И надо просто сделать выбор, на какой вы стороне. А иногда ситуации оказываются такими неоднозначными, что зрители учатся еще и в особо сложных случаях разбираться. Вместе с экспертами, которые приходят на программу, - психологами, юристами и так далее.
Лидия Мезина.
Фото: К. Зыков/Агентство «Москва»