В Волоколамске, на 14-м Международном кинофестивале «Волоколамский рубеж» в первые два дня показывали фильмы конкурсных программ.
Зрители с интересом посмотрели документальную картину Михаила Теплинского «Звезда Ильяса» - проникновенный, искренний и талантливый рассказ о художнике - сирийце, живущем в России, и обеспокоенном судьбой своей многострадальной родины - Сирии. Сам Михаил представил свой фильм, упомянув, что сам он тоже художник.
Поразил многих зрителей игровой фильм кыргызских кинематографистов «Завещание отца». Несколько слов о картине. В небольшой аул приезжает молодой парень, уроженец этих мест, когда-то уехавший в Америку вместе с отцом 15 лет назад. Он привозит с собой урну с прахом умершего родителя и деньги - долги братьям отца и их односельчанам, которые отзываются о Мурате - отца парня, как об аферисте. Но узнав, что перед смертью он просил похоронить свой прах на родине, изменяют свое отношение. Правда, предварительно убедив юношу взять все долги отца на себя.
С любопытствовали посмотрели зрители еще одну игровую картину, «Старики – разведчики», Роберта Тальхайма, снятую совместно, немецкими и испанскими кинематографистами. Эта картина чем то напомнила зрителям старый советский фильм «Старики – разбойники», но с поправкой на место и время.
Картина «Камень», турецкого режиссера Орхана Оксикея заставила кинозрителей пофилософствовать. Ее премьера состоялась в Карловых Варах, а на международном фестивале в Анкаре оператор завоевал приз за свою работу.
Был отмечен и 75-летний юбилей первого советского оскароносного фильма «Разгром немецких войск под Москвой» и его американской версии. Интересен этот показ и тем, что была продемонстрирована и американская версия.
В съемках участвовали 15 фронтовых операторов. А 23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).
Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году – первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Картину представляли киноведы и историки кино из России и Великобритании.
Андрей Князев.
Фото автора.