Такого не было давным-давно. Фильм «Движение вверх» обсуждала вся страна, он стал по-настоящему культовым.
Слава, такое впечатление, обошла только режиссера - в лицо Антона Мегердичева по-прежнему мало кто знает. Мы решили исправить несправедливость.
- Антон, так с чего же все началось?
- Первым моим художественным фильмом стал «Бой с тенью - 2: Реванш». Никто из опытных режиссеров не хотел браться за сиквел чужого фильма, а я согласился. Тогда же на съемках познакомился со своей будущей женой Еленой Пановой.
Потом были «Темный мир», «Метро», «Елки-3». В «Елках» вообще оказался случайно - нужно было спасать чужой проект. И именно фильм-катастрофу «Метро» я считаю самым лучшим своим кино. Там все удалось на 75 процентов от того, что я задумал.
- Ну а если говорить о фильме «Движение вверх»...
- Надо признать, что судьба этой ленты складывалась непросто. Еще в 2013 году, после того как вышел фильм «Метро», я познакомился с Леонидом Верещагиным (известный кинопродюсер, гендиректор кинокомпании «Студия ТриТэ». - Ред.). Он мне рассказал о том баскетбольном матче, предложил снять про это кино. Я, естественно, к такому предложению отнесся скептически - не верилось, что может получиться.
Занялся другим проектом, на который ушло 2-3 года моей жизни, после чего снова появился Леонид Верещагин, но уже со сценарием. Я начал читать его... и потом вдруг обнаружил, что изучаю эту историю и этих людей уже восемь часов! Вот тогда понял, что хочу это сделать. И если получится хотя бы 30 процентов из того, что на тот момент творилось в моей голове, то будет круто.
- Вы сами как-то сказали, что фильм «Движение вверх» стоил вам нескольких лет жизни и седых волос. Что было самым сложным?
- Наверное, пережить довольно жесткое противостояние между сценаристами и родственниками спортсменов, о которых рассказывал фильм. Из-за этих проблем сценарий постоянно менялся, причем в худшую сторону, так как родственники считали, что та или иная фраза, а также действие негативно влияют на образы героев.
Из-за этих бесконечных правок пришлось вырезать прекраснейшие проникновенные монологи в исполнении Владимира Машкова (в фильме - тренера олимпийской сборной. - Ред.) и Виктории Толстогановой (его супруги. - Ред.).
У нас в стране законодательно настолько защищены права на частную жизнь, что снимать исторические картины, основанные на реальных событиях, - это все равно что обрекать себя на вечную каторгу. Честно скажу, в минуты отчаяния готов был все бросить и отказаться от проекта.
- Почему же не отказались? Что в итоге перевесило?
- Просто я понимал, что если откажусь, то в профессиональном киносообществе на мне поставят крест. Да и тема была очень интересной.
- Свою жену, актрису Елену Панову, вы не так уж часто снимаете в кино. Не обижается?
- Обид нет, она понимающий, тонко чувствующий человек. Конечно, я стараюсь чаще снимать Елену, насколько это возможно. И везде предлагаю ее продюсерам. Последний раз она работала со мной в «Метро». А вот в «Движении вверх» я ее не предлагал - и работа над фильмом шла непросто, и для Елены не было подходящей роли.
- Говорят, вы человек совсем неконфликтный. В отличие от своих коллег, не кричите на актеров, не доводите их до истерики, чтобы они вживались в образ...
- Это правда. Я человек абсолютно спокойный. Даже не знаю, что может вывести меня из равновесия, разозлить. Считаю, что кинотриумф не стоит тех усилий, которых порой требует фильм.
- Сейчас у вас простой или над чем-то работаете?
- Простоя нет. Занят работой над новым проектом «Сердце пармы» по одноименному роману Алексея Иванова. Это будет историческое кино: Средние века, Пермский край, язычество...
Книгу я прочитал с трудом, но был там один момент, который меня растрогал, когда к разоренному князю возвращаются люди. Именно так я планирую завершить картину, хотя роман продолжается дальше. Очень надеюсь, что это кино у меня получится.
Андрей Князев.
КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM