Сценарист Александр Бородянский - классик советского кино. Из-под его пера вышли «Афоня», «Мы из джаза», «Курьер»... А в этом году исполняется 35 лет советско-польской комедии «Дежа вю», которая на переломе эпох стала настоящим хитом.

- Александр Эммануилович, как появилась идея этой картины?
- Дело в том, что польский режиссер Юлиуш Махульский, который снял знаменитые фильмы «Ва-банк» и «Сексмиссия», влюбился в русскую манекенщицу Лизу Вергасову. Ради любви он и затеял всю эту историю, чтобы как можно чаще приезжать в СССР.
Махульскому нравился фильм «Афоня» по моему сценарию, он попросил, чтобы меня с ним познакомили. И предложил написать современную историю о том, как гангстер приезжает из Нью-Йорка в Советский Союз убить другого гангстера. Я ему говорю: «Юлиуш, такая история в наши дни не проскочит. Это будет неправда, у нас нет гангстеров. Давай сделаем 20-е годы». И он согласился. А комедийная ситуация строилась на огромной разнице между американским и советским строями. Скажем, поселиться в гостиничном номере одному нельзя. Для американцев это бред, в мире нигде так не селят, а у нас селили, для нас это реальность. «Вы что, хотите жить один в двухместном номере?» - с возмущением спрашивал героя администратор.
- Вы долго писали сценарий?
- Мы с Махульским долго его обсуждали: я ездил к нему в Польшу, он приезжал к нам. То есть надо было писать, а я все не садился... А написал быстро, за восемь дней. Отправил рукопись поездом в Одессу, решили, что там будем снимать кино. Это было логично: там есть порт, туда приходит корабль с нашим гангстером. И сценарий Махульский принял сразу в первом варианте. Потом во время съемок были лишь некоторые импровизации.
- Сцена в столовой - «тефтели - с рисом, котлеты - с картошкой, менять нельзя» - это импровизация или вы придумали?
- Я придумал эту сцену. Но до нее была одна реальная смешная ситуация. Мы с Махульским зашли в бар. Было жарко, лето. В баре он купил банку с водой - тогда только появились напитки в жестяных банках. Взял ее и пошел. А швейцар его остановил и говорит: «На вынос воду нельзя». Юлиуш стал с ним спорить: что такое, почему? «Это же моя вода, я за нее деньги заплатил». Я ему говорю: «Юлик, ну правила такие, ничего не поделаешь». А потом думаю: «Я же идиот! Какие правила?» Во всем мире нельзя приносить в заведение свои напитки. А тут уносить нельзя. Ведь это действительно бред!
- Какие остались впечатления от общения с Ежи Штуром? Сейчас пишут: мол, ему не нравилось в нашей стране...
- Ежи Штур - замечательный актер. И ему все нравилось в нашей стране. Его раздражало только то, что жена режиссера лезла не в свое дело. Вергасова играла небольшую роль. Но вмешивалась в процесс до такой степени, что Ежи Штур и оператор-поляк Януш Гауэр поставили Махульскому ультиматум, что ее не должно быть на съемочной площадке. Дошло до того, что Махульский и Вергасова уехали в Москву, и вместо него сцены снимал оператор. А Штур получил инфаркт из-за этого.
- После съемок вы поддерживали связь с Махульским?
- Да, конечно... Кстати, Лиза Вергасова потом развелась с Махульским, вышла замуж за француза и укатила в Париж. Как-то она приезжала в Москву, просила, чтобы я написал сценарий для ее француза. Мы даже встречались потом в Париже, она меня представила своему мужу, и мы планировали сотрудничать... А с Юлиушем Махульским мы много лет общались, он меня постоянно звал в гости. В крайний раз в Польше «Мосфильм» проводил конкурс сценариев о войне, и я был в жюри. Приехал в Польшу, позвонил ему, а он как раз уехал из Варшавы. Так мы и не встретились...
Анжела Якубовская
Фото: Кадр из фильма «Дежа вю»