Нешуточные страсти разгораются вокруг документальной картины польского режиссера Марты Прус «За гранью возможного», взявшей Гран-при на международном кинофестивале «Победили вместе» в Севастополе.
Лента рассказывает о юной гимнастке Маргарите Мамун и о том, как из нее Ирина Винер-Усманова делала чемпионку. Методы российского тренера вызвали недоумение у зрителей за рубежом.
- Мы хотели показать ту сторону спорта, которая мало кому известна, - загадочную, основанную на интуиции и почти зверином чутье, - говорит режиссер. - Изнуряющая дисциплина, разлука с семьей, постоянное одиночество и даже унижение - вот оборотная сторона медали и то, чем приходится платить за победу.
«Серебро» - это позор. А ты - полное ничтожество. Полное ничтожество! За исключением одного номера, дрожала как осиновый лист. Запомни: эти баллы ты получила только за красивые глаза...» Подобные монологи встречаются в фильме постоянно. Достается не только самой Маргарите, но и ее личному тренеру Амине Зариповой.
«Мы должны относиться к ней, как к собаке, - говорит Винер-Усманова Зариповой. - Она должна работать, работать и работать!» Жестко и бескомпромиссно. Но вырезать эти эпизоды из фильма никто даже не пытался.
Сама Винер, по словам режиссера, с уважением отнеслась к ее работе, фильм ей даже понравился.
- Она высоко оценила то, что он правдивый. И я благодарна Ирине, поскольку именно она позволила мне снять этот фильм. Лично я доверяю Винер, предполагаю, что Рите и нужно было такое обращение. Разумеется, это нисколько не оправдывает жесткий подход, но, как я думаю, наверное, и сама тренер не рада, что приходится применять такие методы, - рассказывает Марта Прус.
Однако некоторые ее коллеги обвиняют российского тренера в бесчеловечности и даже призывают Маргариту Мамун обратиться в суд, взяв в качестве свидетеля... режиссера документальной ленты.
Андрей Князев.
РИА «Новости»/В. Песня